Желающие переселиться в малопригодные для проживания районы все-таки есть
05.06.2012, 10:15
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Отсутствие дорог, связи и суровая зима - в такие условия дальневосточные власти приглашают переселиться всех желающих. И добровольцы - есть. Несколько человек уехали от цивилизации, теперь обживаются в Хабаровском крае. Переселенцам помогают зарплатами и миллионными выплатами.
Наш корреспондент Даниил Горчаков среди деревенских встретил даже бывших жителей Северной столицы:
Главного бухгалтера районного отдела образования Викторию Твердохлебову в отдаленном северном поселке Чумикан называют самым странным переселенцем. Местные всеми правдами и неправдами пытаются попасть под государственную программу переселения на материк. А она когда-то занимала важный пост в хабаровском министерстве, приехала в Тугуро-Чумиканский район с проверкой и осталась тут жить. Заявление об увольнении на большую землю отправила почтой. Говорит, так покорила ее суровая северная природа. В Чумикане Виктория встретила свою судьбу. Ее супруг - Геннадий Иванников сам переселенец. Пять лет назад его перевели сюда по долгу службы. Первое время тянуло в город, к цивилизации. Сейчас сам себя считает северянином.
Власти Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края уже давно пытаются привлечь на север квалифицированные кадры. Переселенцам обещают неплохие подъемные, повышают за счет бюджета заработную плату - минимум до 50 тысяч рублей в месяц.
Анатолий Милов, глава Тугуро-Чумиканского района: «То есть он получает сразу 50 тысяч рублей. Кроме этого, есть другие социальные программы. Специалисту, приезжающему в сельскую местность, выплачивается один миллион рублей при условии, что отработает определенное время в районе... И все равно не едут».
Пока по этой программе в Чумикан согласился переехать единственный врач. Хирург Исмаил Бегматов бежал на российский север от гражданской войны, которая добралась до его села в киргизском высокогорье. Девять месяцев зимы, транспортная изоляция, дорогие товары, почти полное отсутствие связи. Как уверяет хирург, с хорошим еще советским дипломом для сотен его земляков с высшим образованием даже такие условия предпочтительнее постоянным войнам и революциям на родине. Исмаил Бегматов уже пригласил из Киргизии семерых коллег, они работают в таких же отдаленных северных поселках. Единственная проблема - гражданство. Себе врач его оформил довольно легко, а вот дети и жена так и живут почти на птичьих правах. Но возвращаться в Среднюю Азию, где уже зреют фрукты, из такого ледяного рая они не намерены.
На самом деле понять людей, которые добровольно едут жить на Север, лично нам оказалось очень сложно. Наша съемочная группа приехала сюда всего на 2 дня, но задержаться пришлось на неделю. Нелетная погода. А говорят, нам еще повезло. Бывает, что командировочным тут приходиться задержаться на месяц, а то и дольше.
Сейчас в такие малопригодные для жизни места большинство отказываются ехать даже за длинным рублем. Одна надежда - на вынужденных переселенцев из бывших союзных республик и на неисправимых романтиков. Таких, как Елена Сидрова. После выхода на пенсию она прошла курсы в институте метеорологии и уехала из родного Петербурга на безлюдный остров Байдукова в Охотском море. Говорит, следить за погодой на такой труднодоступной станции было ее детской мечтой.