Акция «Ночь музеев» прошла по всей России: от Калининграда до Владивостока
20.05.2012, 10:06
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Этой ночью Петербург не спал, во всяком случае, его культурная часть. С шести вечера и до шести утра для посетителей работали выставки, галереи, зоопарк и планетарий — всего 74 площадки.
В северной столице впервые разрешили провести ночь на кладбище — Музей городской скульптуры организовал экскурсию по Некрополю XVIII века. А в Ботаническом саду искали цветок папоротника. Тайны ночной жизни животных открывали в Ленинградском зоопарке, причем даже очереди не смутили, многие готовы были стоять часами, чтобы попасть на авторские экскурсии.
Международная акция «Ночь музеев» прошла по всей России от Калининграда до Владивостока, более тысячи выставочных залов. Жители Новосибирска не испугались оказаться в настоящем гробу — такую услугу предложили в музее погребальной культуры.
Репортаж корреспондента Пятого канала Лейлы Ахмедовой.
В музее смерти этой ночью было оживленно. Посетители похоронные атрибуты не только внимательно разглядывали — примеряли, фотографировали. Чем не новая аватарка для социальных сетей?
А это реконструкции старинного фотоателье. В таких делали снимки умерших.
Сергей Якушин, основатель Музея мировой погребальной культуры: «Когда открыли фотографию, то первые снимки были посвящены мертвым людям. Семья собралась вокруг мертвого человека, мертвого одевали, открывали глаза и фотографировались, а потом фотография шагнула в светскую жизнь».
Любители пощекотать себе нервы подолгу разглядывают инсталляции: вот мастерская, в которой бальзамируют умершего, а эта женщина кроит траурное платье. Экспонаты настолько правдоподобны, что, кажется, вот-вот оживут.
Отдельный стенд в музее посвящен траурной моде. И кажется удивительным — от чего такая одежда витиеватая? Ведь в печали не до изысканных фасонов. А тут — кружева, атлас, воланы, оборки. Оказывается, на скорбящих модельеры экспериментировали. Считалось, что люди, переживающие трагедию, как правило, не в себе, поэтому на экстравагантность наряда внимания не обратят. Модисты этим и пользовались.
Когда технология была отработана, в таких же костюмах, только других цветов, на светских мероприятиях появлялись дамы. Современные модницы наряд тоже оценили.
Олеся Татарчук, посетитель Музея мировой погребальной культуры: «Когда я пришла сюда, я поняла, что это ни какое-то страшное, тревожное место, наоборот, здесь очень много о любви, о любви к своим ближним, которых нет уже с нами».
Браслеты, колье, брошки из волос умершего — в знак памяти их потом носили родственники; украшения, сделанные из угля — альтернатива золоту и серебру (во время траура надевать блестящее было запрещено).
Здесь даже Барби и Кен облачились в черное. Леденцы в виде черепов. Родители посчитали — такое интересно будет и детям.
Юлия Падалка, посетитель Музея мировой погребальной культуры: «Нам бабушка позвонила. Сказала, тут много машинок, коллекция большая. Решила прийти с ребенком. Очень красиво, советую всем сюда приходить!»
Сергей Якушин двадцать лет назад купил несколько гравюр на тему похорон. Сейчас в его коллекции — десятки тысяч экспонатов: катафалки и гробы, старинные полотна и скульптуры. Со всего света. Загробная жизнь — дорого стоит: весь музейный фонд обошелся в тринадцать миллионов долларов.
Сергей Якушин, основатель Музея мировой погребальной культуры: «Старший сын мой не согласен, младший меня поддерживают, друзья крутят у виска, но ведь каждый проживает свою жизнь. Мне это нравится. И тема эта меня волнует. Мне кажется, в ней ей есть та часть, которая помогает людям лучше жить.
Посетителям музея предлагают прокатиться на облучке похоронной кареты девятнадцатого века. Самым любопытным и этого мало — среди посетителей то и дело звучали призывы продолжить экскурсию. Ведь тут же, неподалеку, крематорий.