Фальшивый шедевр за миллионы долларов. В Москве - выставка гениальных подделок

, 10:21

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Впервые в России - открылась выставка, на которой только подделки. Фальшивые копии известных полотен. Такой показ никто, конечно, сначала не планировал.

Коллекционер Игорь Возяков честно хотел поделиться с соотечественниками настоящим искусством. Наш корреспондент Алексей Лазуренко обо всём по порядку.

Айвазовский, Рерих, Кустодиев. В принципе, этих имен уже достаточно, чтобы организовать в столице вполне успешную выставку из частных коллекций. Но, теперь точно можно говорить: чтобы экспозиция действительно прогремела, нужно рядом с тем же Коровиным, повесить такое заключение экспертов. В нем говорится, что "свечение красочного слоя в ультрафиолетовых лучах не характерно для эталонных работ художника"

Начиналась выставка "Шедевры подделок", впрочем, куда прозаичнее. Коллекционер решил проверить свои 14 шедевров конца 19 века. Сейчас Игорь Возяков вспоминает: волнения не было. Покупал картины в середине 90-х, в авторитетном ломбарде. Да и подстраховался порядком.

Эксперты оказались непреклонны. Семиградский так не ошибался в анатомии, Лагорио пользовался совсем иными цветами, а Коровин ничего не слышал о титановых белилах (их изобрели веком позже). Коллекционеру, может и не было бы так обидно, если бы картины ему не продали с письменными гарантиями подлинности. Но самое удивительное в том, что, например, боголюбовский "Парусник у причала" не признали те же эксперты, что 8 лет назад давали заключение: "это не подделка!" Почему специалисты передумали, вопрос, на который теперь отвечают по-разному. Кто-то говорит о человеческой ошибке, кто-то - о шагнувшей вперед технологии.

Удивительного в произошедшем нет, говорят специалисты. Закон рынка - спрос рождает предложение - работает и в искусстве. Поэтому сейчас картин того же Айвазовского в продаже столько, сколько художник не написал бы за несколько жизней. Просто раньше об обнаруженных подделках коллекционеры предпочитали молчать. А теперь искусствоведы решили, что творчество неизвестных авторов, скрывающихся за громкими именами, достойно внимания. Хотя бы потому, что 8 из 9 высококачественных копий - руки отечественных художников.

Теперь, уверены кураторы выставки, коллекционеры займутся проверкой своих сокровищ. А владелец подделок, потерявший после экспертизы почти 10 миллионов долларов, чтобы не разочароваться в экспертах окончательно, решил пользоваться методом своего коллеги.

Игорь Возяков, основатель музея "Дом иконы": «Он отправляет в лабораторию фбр, там по ионному слою определяют, после Хиросимы и Нагасаки он изменился».

Читайте нас в Дзен