Не стало Народного артиста России Анатолия Равиковича
09.04.2012, 18:40
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В Санкт-Петербурге на 76 году жизни скончался артист Анатолий Равикович. Он сыграл более 40 ролей в кино, но миллионам запомнился неуклюжим и очень трогательным Хоботовым из "Покровских ворот". Его жизнь и творчество были неотделимы от родного города.
Коренной ленинградец, Равикович в 1958 году окончил знаменитый ЛГИТМИК, потом больше четверти века служил в театре Ленсовета. А в 1988 году перешёл в Санкт-Петербургский театр комедии имени Акимова, которому был верен до конца жизни.
Петербург и театр - две страсти Анатолия Равиковича. Он постоянно разъезжал между двумя столицами, но о переезде в Москву даже не думал. Артист до самого конца оставался лицом петербургского театра имени Акимова.
Лысоватый и полноватый. С ироническими интонациями. Казалось, с такими данными Анатолий Равикович был обречен исключительно на характерные роли. Так и называл себя - шут дворовый, вспоминая первые выступления перед друзьями во дворе. Маленький человек, негероический герой, его театральное амплуа все же оказалось совсем не комедийным...
Боярский, Фрейндлих, Равикович - ленинградское трио из театра Ленсовета. Попасть на спектакли с участием актерского созвездия было невероятным делом. Среди трех Карлсонов и шести Малышей именно этот дуэт стал классическим. На детский спектакль с Фрейндлих и Равиковичем должен был попасть каждый уважающий себя ленинградский театрал. Уже тогда не самые молодые артисты заставляли детей смеяться, а родителей плакать.
В этом спектакле Равикович нашел и будущую жену. В постановку ввели молодую актрису Ирину Мазуркевич. Малыш и Карлсон на сцене - стали супругами в жизни. И спустя годы - уже в петербургском театре комедии имени Акимова - им давали главные роли в новых постановках.
В жизни, как в кино. Он и сам не раз сравнивал себя со Львом Евгеньевичем из Покровских ворот - ведь тоже влюбился в молодую девушку, когда разменял пятый десяток. Высокие отношения. Потом, правда, всю жизнь его изводили шутками про Хоботова. Но именно этот образ открыл Равиковичу путь на фабрику грез.
В год премьеры «Покровских ворот» Равикович получил звание Народного артиста. Но коммунальный сюжет еще и про шведскую семью тогда сочли антисоветским. Да и Людочка, Елена Коренева, вдруг эмигрировала в Америку. «Покровские ворота» долго не показывали, зато ближе к концу 1980-х фильм смотрелся совсем по-другому и стал по-настоящему культовым…
Если не считать вариаций на тему Хоботова, после «Покровских ворот» у Равиковича было всего несколько весомых ролей в кино. Две-три, говорил он, не больше. И снова судьба свела его с Фрейндлих и Боярским…
В фильмах и сериалах последних лет он продолжал держать марку ленинградской театральной школы…
Экранный успех не остудил страсть к сцене. Впрочем, театральную премию «Золотой софит» Равикович принял прохладно. Хоть и получил ее в самой почетной номинации «За уникальный вклад в театральную культуру»...
На сцене он появлялся все реже. В репертуаре театра имени Акимова осталась всего пара спектаклей с участием Анатолия Равиковича. Он никогда не отмечал юбилеи. Но в декабре на 75-летие отступил от правил…
В среду Анатолию Равиковичу здесь устроят последние овации…