Из старых чердачных балок петербургских домов немецкие мастера сделают скрипки
21.02.2012, 18:58
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Если архитектура - застывшая музыка, то, какие звуки можно извлечь из зданий, обречённых на снос? Это станет ясно очень скоро - по завершении эксперимента из разряда "почти фантастических". Немецкие мастера намерены закупать старые чердачные перекрытия в Петербурге.
Они считают, это идеальный материал для создания скрипок уровня Страдивари! Всё дело в особых климатических условиях и вековой выдержке. Ель обретает волшебные свойства. Корреспондент Пятого канала Максим Узараев узнал, кто готов, почти по Маяковскому, сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб.
Идея, которая обожгла слух музыкальных гурманов - делать скрипки из чердачных перекрытий - мастера Антона Хорова вовсе не удивила! Он и сам как-то подобрал на помойке поддон из красного дерева! Получилось - несколько роскошных грифов для струнных инструментов.
Антон Хоров, музыкальный мастер: «Идеальный материал. Красное дерево. Прямо под ногами валяется».
Выдержанная, обработанная не только руками - самим временем! - ель (а это лучший материал) под ногами не валяется. Искать пытался - безуспешно. Клён и вовсе не используется - ни в строительстве, ни в быту. Приходится заказывать.
Что русскому - хлам, немцу показалось просто феноменальным. А началось все с того, что некая скрипачка побывала при демонтаже петербургского доходного дома начала 20 века. О том, что увидела на развалинах, рассказала знакомым немцам. Баварские мастера среагировали тут же. Провели свою экспертизу и выяснили, что русские чердачные перекрытия из ели по своим свойствам близки к материалам скрипок Страдивари. Первые 10 кубов древесины уже ждут в Германии.
Сергей Ефремов, коммерческий директор фирмы по демонтажу зданий: «Они готовы покупать древесину на эксклюзивных условиях. 1 кубометр стоит от 10 до 100 тысяч евро».
Еловые балки, почти полметра в диаметре. Их хватит на несколько десятков скрипок, ну или на несколько виолончелей. К тому же дереву больше века, за это время оно высохло идеально. Правда, пока по вековой ствол может издавать лишь немелодичный звук. После демонтажа столетний ствол останется немного обтесать, и дерево зазвучит сонатами Бетховена и прелюдиями Баха
Если русские бревна действительно запоют голосами скрипок Страдивари и Гварнери, немцы попросят ещё. Благо столетних балок под петербургскими крышами достаточно.
Взять, к примеру, Зимний дворец - не самое старое в Петербурге здание. Зато какие площади - строение занимает 9 гектаров земли. И все в балках второй половины 18 века. Одних перекрытий крыши хватило бы на несколько тысяч скрипок. Именно столько инструментов нужно всем симфоническим оркестрам страны.
В музыкальность таких елей российские cкрипачи, в отличие от немецких, не верят. Звуку пророчат качество китайских скрипок.
Алексей Васильев, директор музыкального училища им. Римского-Корсакова : «Ни один новодел не может воспроизвести звук скрипки итальянского мастера».
Мастеровая немецкая скрипка начала 20 века обошлась родителям студентки Жулдыз Букиной в пять с лишним тысяч евро. При этом из чего сделан инструмент - будущий виртуоз ответить затрудняется. Музыканту важнее, что пальцы не деревянные и звук чистый.