В Петербурге не могут открыть Музей Иосифа Бродского, бывшая соседка отказывается продавать жилплощадь в знаменитой коммуналке

, 22:15

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Тупиковая ситуация сложилась вокруг музея поэта Иосифа Бродского в Петербурге. Его планируется создать в квартире, где будущий нобелевский лауреат жил до эмиграции. Бывшую коммуналку специально расселили. Но один жилец никак не хочет переезжать.

Пожилая женщина привыкла к своей комнате в сорок пять квадратных метров. И не хочет улучшать жилищные условия. Не устроил её и компромиссный вариант - отгородиться от остальной квартиры. Так будет ли музей - выясняла наш корреспондент Юлия Сеферинкина:

Знаменитые полторы комнаты в доме Мурузи - сегодня пустуют. Об Иосифе Бродском, который жил здесь до эмиграции на протяжении 17 лет, сейчас напоминают только фотографии. Михаил Мильчик сделал их 4 июля 1972 года. В тот день, когда поэт навсегда покинул Россию. На карточках - всё точно так, как было в тот, последний день.

Михаил Мильчик, искусствовед, хранитель фонда И.Бродского: «Вот, вы видите здесь полка с книгами, письменный стол - вот в этой нише он стоял. Здесь у окна стояла кровать».

Михаил Мильчик уже много лет мечтает сделать в бывшей ленинградской коммуналке мемориальный музей-квартиру. Специально созданный фонд уже выкупил четыре комнаты, из пяти. И столкнулся с серьёзной проблемой. В последней - сорокапятиметровой комнате - до сих пор живёт 74-летняя соседка поэта. И переезжать пока не собирается.

Михаил Мильчик, искусствовед, хранитель фонда И.Бродского: «Она живёт здесь всю жизнь, и из насиженного места немолодому человеку уезжать, прямо скажем, не хочется, насколько я понимаю, если бы были очень большие деньги, позволяющие ей приобрести очень хорошую квартиру, то, наверное, это было бы реально».

Свою комнату Нина Фёдорова оценила в 12 миллионов рублей. Ещё пять миллионов нужно, чтобы отреставрировать квартиру. Сумма оказалась неподъёмной. Тогда появился новый вариант - построить между Фёдоровой и будущим музеем стену. Но он не устроил женщину. Фонд Бродского обратился за финансовой помощью в правительство города. Там идею создания музея приветствуют, но какую именно сумму готовы выделить из бюджета не говорят.

Василий Кичеджи, вице-губернатор г. Санкт-Петербурга: «Человек, которая там прожила много лет, это история. И конечно, нас судьба её тоже интересует, ведь это наш человек, может быть, выкупить у неё за достойные деньги...»

О том, что музей-квартира нобелевского лауреата обязательно должна быть - говорят и чиновники и друзья поэта. Яков Гордин уверен - это будет самый достоверный из всех подобных музеев - ведь пока ещё большая часть вещей не утеряна.

Яков Гордин, историк, публицист: «Сохранилось всё, что нужно для воссоздания именно мемориального пространства, когда человек, интересующийся культурой эпохой и лично Бродским, войдёт в эту его знаменитую комнату, многократно описанную, это будет совсем другое ощущение».

Пока прикоснуться к предметам, до которых дотрагивалась рука Иосифа Бродского можно только в музее Анны Ахматовой. Сюда перевезли американский кабинет поэта. В секретере даже сохранились пузырьки от таблеток.

Ирина Бородина, хранитель американского кабинета И.Бродского музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме: «Старинное бюро, письменный стол с настольной лампой... Это всё подлинные вещи».

Сейчас все вещи из квартиры ранятся у родственников и друзей. Как только квартира окажется в собственности фонда и будет отремонтирована, на свои места вернуться и стол и стулья и библиотека поэта. Правда сколько придётся ждать никто не знает. Пожилая соседка Бродского похоже не готова жертвовать своим спокойствием даже ради искусства.

Читайте нас в Дзен