Чтим подвиг ленинградцев
27.01.2012, 15:35
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
В блокадном городе подвиг был делом привычным - таким же, как голод и смерть. По ночам ленинградцы тушили фугасы на крышах домов. Дети шли на дежурство вместе со взрослыми - мимо окоченевших тел. Дневную порцию еды - 125 граммов хлеба - могли отдать другу или просто - кому нужнее. Рассказать об этом сегодня уже почти некому.
Корреспондент Пятого канала Елена Норкунайте встретилась с теми, кто помнит и услышала голос, который помогал выжить.
Ольга Берггольц - это голос блокадного Ленинграда. Ее книга "Узел" - боль и правда тех лет. Одну из первых публикаций о поэтессе отдал в печать литературовед Александр Рубашкин. "10 писем к Ольге Берггольц" - о том, как верили и понимали блокадники женщину-поэта.
В Доме радио современники Ольги Берггольц до сих пор помнят ее голос в радио эфире. За 900 дней вещание не прекращалось ни на минуту. Музыка, последние сводки, слова поддержки, - все это из подвальных помещений здания. Теперь здесь музей.
Самыми сильными были бомбовые и артиллерийские удары в сентябре — ноябре 41 года. Немцы сбросили на Ленинград тысячи зажигательных бомб, уделяя особое внимание тем зданиям, где находилось продовольствие. 10 сентября им удалось уничтожить знаменитые Бадаевские склады. Пожар был грандиозным, тысячи тонн продуктов сгорели, а расплавленный сахар тёк по городу, впитываясь в землю.
Бывали случаи, когда в эфире звучал только метроном. Пусть так, лишь бы не было мертвой тишины, говорили ленинградцы, слушая радио приемники. Самым страшным испытанием для жителей города стал голод, особенно зимой. В конце блокады многие уже не могли выйти на улицу. И только монотонный звук метронома означал, что Ленинград все еще жив.
Василий Минишкин рассказывает школьникам о бесценном хлебе. Эти три небольших куска он отдал своей бабушке, будучи пятилетним ребенком. Она взяла, но съесть не смогла, сохранила. Слишком высока цена детского поступка. Именно о таких человеческих подвигах писала и Ольга Берггольц.