Во Владивостоке ищут деньги, чтобы сохранить раритетные автомобили
05.12.2011, 12:04
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Экспозиция уникальной техники времен второй мировой войны — около 25 экземпляров — ржавеет под отрытым небом. Крытых площадей музея не хватает чтобы вместить всю коллекцию. Столетние форды, первые японские джипы и легендарные «катюши» рушатся на глазах.
Репортаж корреспондента Пятого канала Максима Годуна.
Действующая модель — так называют этот столетний «Форд» сотрудники музея автомотостарины. И действительно, если задаться целью, то через пару часов раритет оживет и будет готов к движению. Только поехать на нем сможет не каждый. Система управления у машин того времени была совсем другая. ГАЗ на руле. Тормоз под правой ногой. Передачи переключаются левой, а сцепление на месте современного ручника. Лучше не экспериментировать. Да и за керосиновыми габаритными огнями нужен глаз да глаз.
В экспозиции единственного в Приморье автомобильного музея десятки машин и мотоциклов. Самые ценные стоят под крышей, в помещении с отоплением и вентиляцией. Блестят полированными боками. Но на всю коллекцию площадей не хватает, говорят музейщики. В итоге целая серия машин времен второй мировой войны на улице. Зимой ржавеет под снегом. Летом мокнет под дождями и выгорает на солнце.
Легендарная «катюша», ГАЗ-АА — полуторка, другие армейские трудяги прошедшие всю войну. На некоторых грузовиках даже шины того времени. Вся эта техника ютится рядом с музеем. Новый ангар стоит не так уж и дорого, тем более, земля у музея есть. Но на билетах много не заработаешь, едва хватает на оплату счетов, а инвесторам культурные проекты не интересны.
Николай Шульжицкий, директор Музея автомотостарины: «Пристройте, назовите там муниципальный, кардинальный, федеральный, но чтобы это был музей, чтобы была отдельная экспозиция экспонатов великой отечественной войны. Уже и совет ветеранов обратился. Но вот, говорят, ты частник. Ну какой я частник, если я работаю на государство. Это же не пивной ларек».
Если собрать все машины и мотоциклы стоящие в гаражных боксах музея, хватит еще на один такой же. Десятки машин и мотоциклов в разобранном виде ржавеют по углам. Некоторым нужна серьезная реставрация, другим же только легкий косметический ремонт.
Машины для коллекции ищут по всей России. Говорят, в глубинке, на частных подворьях можно найти действительно раритетные авто.
Вот, например первый в мире автомобиль повышенной проходимости, попросту говоря джип, японская разработка 1937-го года — «Кураган Черная медаль». Сейчас машина выглядит, конечно, не очень и для того, чтобы довести ее до состояния — как будто бы только с конвейера, понадобится около двух лет квалифицированного труда и очень много денег. Но экспонировать будет по-прежнему негде. В России таких «Кураганов» всего три. Один в московском авто-музее, привезен из Забайкальского края. Другой в Приморье, третий в частных руках в Чите. В самой Японии машин этой марки не осталось. Увидеть прапрапрадеда всех современных джипов хотели бы многие. Но, если ситуация с владивостокским музеем не изменится, чтобы посмотреть н экзотику, видимо придется ехать в столицу.