Жестокая любовь: как великие русские поэты и писатели мучили своих женщин
30 апр, 7:42 Елизавета Дмитриева
Пушкин, Толстой и Лермонтов при жизни были страстными ловеласами
Фото: www.globallookpress.com
Сердца Пушкина, Лермонтова и Толстого разбивались не раз, но сколько девичьих судеб разрушили они сами?
Любовь — самое сильное чувство, способное вершить судьбы. Во все времена люди влюблялись, строили семьи и расходились. Великие творцы — поэты и писатели — не проходили мимо этого чувства не только в своих произведениях, но и в личной жизни. Но не все были интеллигентными романтиками и принцами из сказок. Кто же из любимых русских писателей был истинным Казановой?
Кучерявый ловелас
Александр Сергеевич Пушкин известен абсолютно каждому — великий поэт начала XIX века, на которого равняются многие и по сей день. Его страстью были две вещи — стихи и женщины. И если поэзия была его детищем, которую он оберегал, то дам поэт менял, как перчатки, находя каждый раз новый предмет обожания.
В жизни великого писателя были и такие женщины, которые пробивали сердце насквозь, ведя его на погибель. Пушкин, не выделяющийся исключительными внешними данными, все равно пользовался огромной популярностью у дам, и сам влюблялся мгновенно. Пушкин отличался необузданностью чувств, в любовных делах он не знал никакой меры.
Первая влюбленность поэта настигла еще в пятилетнем возрасте. А будучи 15-летним лицеистом он до беспамятства влюбился в супругу историка и литератора Николая Карамзина — 35-летнюю Екатерину Андрееву. Юноша с романтичной натурой не побоялся признаться в своих чувствах замужней даме, чем насмешил и ее, и Карамзина.
Достигнув совершеннолетия, Пушкин буквально пустился во все тяжкие. Например, был частым гостем публичного дома Петербурга. Владелица заведения Софья Евстафьевна не раз жаловалась на поэта полиции как на «безнравственного человека, развращающего ее овечек». Пушкин окучивал и жен высокопоставленных лиц, и актрис. Автора «Капитанской дочки» не останавливали никакие препятствия, если он начинал интересоваться симпатичной девушкой. Свои творения он также посвящал дамам. Среди них, например, стихотворение «Я помню чудное мгновение», адресованное Анне Керн.
В 1823 году писатель увлекся женой своего начальника Елизаветой Ксаверьевной — новороссийского и бессарабского генерал-губернатора Михаила Воронцова. Ради дамы своего сердца он устраивал публичные скандалы и прямо намекал занятой женщине на свои чувства. Сама Елизавета назвала его поведение наглостью. Пушкин даже писал злобные эпиграммы на Воронцова, чтобы добиться женщины мечты.
У ловеласа были и внебрачные дети. Во время ссылки в Михайловском он соблазнил 19-летнюю крепостную Ольгу Калашникову, которая однажды прибежала к нему в слезах и сообщила о беременности. Поэта это известие очень испугало, и он решил отправить рожать беременную к приятелю — князю Петру Андреевичу Вяземскому, но тот не согласился на это. В итоге Калашникова родила в Болдине, но наследник Пушкина не прожил и трех месяцев. Судьбой ребенка и бывшей возлюбленной поэт не интересовался.
Пушкин играл чувствами девушек, словно его персонаж Евгений Онегин из одноименного произведения. Однажды в него влюбилась 18-летняя дочь генерала Раевского — будущая княгиня Мария Волконская, но поэт отверг юную особу. Впрочем, когда девушка стала не столь доступной и вышла замуж за декабриста, Пушкин возжелал Марию, но та осталась верна мужу.
Главная муза и любовь автора «Руслана и Людмилы» Наталья Гончарова очаровала его с первого взгляда. Многие предполагали, что любвеобильная натура Александра Сергеевича остынет и ему будет достаточно его любимой Наташи. Но увы, и ей он изменял, хотя любил, действительно, по-настоящему.
Мстительный страдалец
Короткая жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была полна любовных увлечений и разочарований. Он был словно вулкан — то спящий и молчаливый, то огненный и страстный. Эта черта приводила его женщин и его самого к огромным страданиям.
Приятельница Лермонтова — поэтесса Евдокия Ростопчина — вспоминала о нем: «Не признавая возможности нравиться, он решил соблазнять или пугать и драпировался в байронизм, который был тогда в моде. Дон Жуан сделался его героем, мало того, его образцом: он стал бить на таинственность, на мрачное и на колкости».
Первой знаковой любовью поэта стала Екатерина Сушкова — 16-летний юноша уже при первой встрече с хорошенькой девушкой испытал столь приятное чувство, что в будущем оно стало главной темой лирики поэта. Екатерина же обладала искрометным умом, была девицей язвительной и не упускала случая поиздеваться над бедным влюбленным.
В своем дневнике она писала, что уже тогда Лермонтов создавал впечатление нервного и избалованного ребенка. Черноволосая красавица не воспринимала невзрачного и коренастого творца, поэтому Михаил уже тогда познал боль несчастной любви. Чувствительный юноша, отвергнутый красавицей, исчез из жизни Сушковой.
Спустя несколько лет Екатерина и Михаил вновь повстречались в Петербурге. Девушка тогда готовилась выйти замуж за Алексея Лопухина, приятеля Лермонтова. Мстительный юноша вскружил голову черноглазке, хотя чувств к ней больше не испытывал. Писатель решил избавить друга от необдуманного союза. Ведя расчетливую игру, он с трепетом ухаживал за Екатериной. И теперь она была без памяти была влюблена в офицера Михаила, а он лишь тешил свое самолюбие, и смаковал месть за ее насмешливость в то время, когда он так ее любил.
Печальная любовь поэта Наталья Федоровна Иванова тоже оставила след в его сердце. Лермонтов сразу же заинтересовался девушкой, почуствовав взаимность. Но хорошего понемножку. Иванова охладела к Михаилу почти сразу же, их отношения закончились, не успев начаться. После этого она вызвала ненависть у чувствительного поэта, он называл ее в своих стихотворениях «бесчувственным, холодным божеством». Она оскорбила его гордость, выбрав другого.
Искреннюю и взаимную любовь Лермонтов пережил в отношениях с Варварой Лопухиной. Она стала эталоном красоты и нежности для поэта, и удостоилась прекрасных слов в его произведениях, в отличие от других избранниц. Но Лермонтов, которого слишком сильно увлекали эмоции, начал вести разгульный образ жизни, и не заметил, как потерял свою любовь. Варвара Лопухина пошла под венец с совсем другим избранником по воле родителей.
Опомнившись, автор «Мцыри» так и не смог смириться с потерей своей настоящей любви. В другой возлюбленной — Екатерине Григорьевне Быховец — он видел сходство с драгоценной Варенькой. Сама девушка понимала, что он влюблен не в нее, а в образ потерянной любви, но все равно отдала свое сердце писателю. Лермонтов не щадил чувства верной влюбленной, и даже в своих стихах признавался, что в «ее чертах он пытается найти черты любимой».
Семьянин с душой развратника
Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой прожил почти полвека с одной женщиной, но отношения их не были сказочными, скорее, созависимыми. С виду — примерный семьянин, а внутри потребитель, который навечно затянул в свои сети влюбленную и наивную девушку.
Молодость русского писателя похожа на похождения Дон Жуана. В своих дневниках Толстой признавался, что в юности не мог преодолеть сладострастия, которое уже превратилось в привычку.
«Это уже не темперамент, а привычка разврата. Шлялся по саду со смутной, сладострастной надеждой поймать кого-то в кусту», — говорил писатель.
Неукротимое либидо писателя привело его к подруге сестры и чужой невесте Зинаиде Молоствовой, пишет Газета.ру. Еще в 22-летнем возрасте он испытывал серьезные чувства к женщине, но так в них и не признался ей. На этом любовь к запретному его не оставила. Предметом обожания Толстого стала замужняя Александра Оболенская. Но и тут интерес Толстого быстро пропал, и он переключился на 20-летнюю Валерию Арсеньеву. Писатель очень долго за ней ухаживал, а потом внезапно бросил.
После Лев Николаевич посягнул опять на замужнюю. Теперь только крестьянку, чувства которой не щадил. И после жалел о своих интригах, которые сказывались на его наивных избранницах.
«В молодости я вел очень дурную жизнь, а два события этой жизни особенно и до сих пор мучают меня. Эти события были: связь с крестьянской женщиной из нашей деревни до моей женитьбы… Второе — это преступление, которое я совершил с горничной Гашей, жившей в доме моей тетки. Она была невинна, я ее соблазнил, ее прогнали, и она погибла», — жалел о содеянном писатель в своем дневнике.
Будущая жена Толстого Софья Андреевна Берс смогла стать единственной женой писателя на долгие 48 лет, но заплатила за это высокую цену. Изначально он сватался даже не к ней, а к ее сестре, однако позднее именно она покорила сердце Толстого. Она безоговорочно согласилась на предложение стать его супругой, но в день торжества на ее лице не было улыбки, лишь горькие слезы.
Толстой сильно ранил сердце юной избранницы, вручив ей свой дневник с подробным описанием всех любовных похождений. Софья Андреевна не могла с этим смириться, губы мужа стали для нее чужими. Однако в браке у них все равно появилось 13 детей, пятеро из которых умерли в детстве.
После шестых родов врачи запретили женщине беременеть, поскольку ее организм стал слишком слаб. Но Толстой, несмотря на большой риск, считал, что физическая любовь без деторождения — грех. Он продолжал брать от жены то, чего желал. Детишки рождались слабыми и умирали.
Софья была отличной хозяйкой и верной женой, которая заботилась о муже, чьи рукописи переписывала из ночи в ночь своим аккуратным почерком. Приятели автора произведения «Война и мир» нахваливали его супругу, вот только сам Толстой относился к ней, как к другу, никак не подпитывая женское счастье.
До конца жизни Толстого Софья Андреевна оставалась ему верна. Любовь это или уважение, известно только ей. Но, безусловно, она была привязана к своему супругу до конца.
Ранее 5-tv.ru сообщил, что Эмир Кустурица планирует легендарный триптих по произведениям Толстого, Гоголя и Достоевского.