Чем авиакомпании грозит отказ пустить на борт инвалида из-за электроколяски — ответ Жорина
14.03.2023, 17:55 Игорь Рязов
Адвокат Жорин оценил отказ авиакомпании пустить на борт инвалида из-за электроколяски
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: www.globallookpress.com / Photoagency Interpress; 5-tv.ru
Пользователи соцсетей активно критикуют авиаперевозчика по этическим соображениям, но как его действия трактует закон? И какова судебная практика прошлых лет?
Россиян потрясла история инвалида Ивана Вершка, которого не пустили на борт самолета в аэропорту «Шереметьево» из-за электропривода на коляске. Пока в соцсетях критикуют авиакомпанию, 5-tv.ru попросил звездного адвоката Сергея Жорина оценить ситуацию с юридической точки зрения.
«Очень грустно, что люди с ограниченными возможностями страдают из-за отсутствия обоюдно удобной коммуникации. С одной стороны, у авиакомпаний есть правила перевозки пассажиров и действующее законодательство. Они устанавливают перечень предметов, которые запрещены к проносу на борт самолета. Конечно же, подвергать опасности других пассажиров ни в коем случае нельзя. Но! Есть и другая сторона» — начал объяснение юрист.
Законная компенсация
Во-первых, нет понимания может ли аккумулятор в инвалидной коляске хоть как-то навредить другим пассажирам самолета. Во-вторых, далеко не факт, что правила перевозки запрещают находиться на борту с аккумулятором именно той емкости, которая была у Ивана Вершка. Все это — важные нюансы для получения компенсации через суд.
«В 2021 году был аналогичный случай. Тогда прокуратура провела проверку и установила, что было нарушение со стороны авиакомпании. В данном случае обращение в прокуратуру уже подано. Если прокуратура установит факт нарушения, необходимо обращаться в суд с иском к авиакомпании для возмещения убытков и морального вреда», — продолжил Сергей Жорин.
Вопрос этики
Даже если авиакомпания формально не нарушила закон, остается этическая сторона вопроса. Зачастую пассажиры покупают билеты задолго до даты вылета. Вдобавок, инвалиды обычно предупреждают перевозчиков о нюансах состояния своего здоровья. То есть представители авиакомпании могли заранее разъяснить Ивану все правила, но не сделали этого.
«Еще один крайне важный момент. Предположим, пассажир с ограниченными возможностями сам что-то не увидел, сам что-то нарушил. Для таких ситуаций, я убежден, у авиакомпании должен быть план действий. Может быть, какой-то набор колясок, которые можно предоставить пассажиру на время перелета, а его коляску аккуратно упаковать, убрать в багажное отделение и так доставить в пункт назначения», — отметил звездный адвокат.
В заключение Сергей Жорин подчеркнул, что инвалидам и так нелегко в жизни, чтобы подвергать их дополнительному стрессу еще и при перелетах. Поэтому, убежден юрист, авиакомпания в любом случае неправа.
Подробности происшествия с Иваном Вершком
Иван Вершок хорошо известен в Челябинске. Как отмечает 74.ru, он стал первым диджеем-колясочником в городе. В 2020 году челябинцы помогли ему собрать больше 500 тысяч рублей на новую коляску-трансформер.
Не пустили Ивана на рейс из Москвы в Челябинск 4 марта. Сотрудник авиакомпании объяснил отказ наличием в коляске литий-ионного аккумулятора слишком большой емкости. Пассажир возразил, что прилетел в столицу самолетом этой же авиакомпании и с этой же электроколяской. Слушать его не стали.
В итоге инвалиду пришлось просидеть в «Шереметьево» 12 часов до следующего рейса в Челябинск — уже другой авиакомпании. По факту инцидента Иван обратился в прокуратуру. К слову, в правилах не пустившего его в самолет авиаперевозчика сказано, что инвалиды могут летать в креслах-колясках с аккумуляторами.
Ранее 5-tv.ru сообщал, что крымчанку в инвалидном кресле забыли в аэропорту «Пулково». Родители девушки рассказали, что ее оставили в зале ожидания без помощи, питания и обезболивающего, необходимого после недавней операции.