«Гроза» в Эрмитаже: самый невыездной шедевр итальянской живописи привезли в Россию

, 22:15

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

В Петербурге целый месяц будет "Гроза". Так называется одна из самых выдающихся и таинственных картин в мире. Сегодня творение венецианского художника Джорджоне выставили в Венеции Северной - в Эрмитаже.

И событие это поистине историческое - обычно итальянцы это полотно за границу не отпускают. Как такая редкость попала в Россию, знает наш корреспондент Екатерина Иванова:

В Венеции картину "Гроза" называют настоящей иконой. На нее едва ли не молятся. Поэтому за 500 лет ее существования за пределы страны картину вывозили лишь дважды: в Лондон в 1930 году, и теперь вот в Петербург.

Для Италии новость о том, что "Гроза" покидает ставшие уже родными стены галерей Академии в Венеции - как гром среди ясного неба. Картина считается не выездной и не продается. Но в перекрестный российско-итальянский год хранители не смогли отказать директору Эрмитажа. Он лично летал просить за Северную столицу. Везли шедевр в дипломатическом багаже.

Джованна Дамиани, представитель объединения венецианских музеев: «Очень большое удовлетворение. Но в тоже время и трепет. В Эрмитаже находится одна из самых богатых коллекций Итальянского искусства поэтому наша картина будет не одинока, а в очень хорошей компании».

Джорджоне - уникальный художник. За 32 года жизни он успел написать почти столько же полотен. Но никогда ими не торговал, работал исключительно на заказ. Возможно, поэтому многие шедевры по прошествии веков канули в лету. "Гроза" теперь достояние всей Италии, а ведь и эта работа могла навсегда затеряться в частной коллекции.

Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства, директор центра "Эрмитаж-Италия": «Ее настолько ценили, что первый владелец и вероятный заказчик этой картины своим потомкам запретил продавать свою коллекцию».

Что именно хотел сказать мастер своей картиной - предмет научных споров. В Италии этому вопросу посвящают исследования и детективы. У одних это библейские мотивы, другие настаивают на отражении новелл Бокаччо, третьи приписывают полотну автобиографичность - Джорджоне был незаконнорождённым и мог изобразить себя. Последняя догадка - на полотне заказчики работы.

Михаил Пиотровский, директор государственного Эрмитажа: «Объяснить ее словами никто не умеет, книжки пишут. Но понять ее очень просто, когда ты на нее смотришь. И таких картин не так много на свете».

Эрмитаж, в свою очередь, в октябре готовит ответный визит в Венецию. Естественно, не с пустыми руками.

Риккардо Виллари, заместитель министра культуры Италии: «Отношения между нашими странами развиваются буквально семимильными шагами, особенно в области культуры. Мы ждем два полотна художника Лоренцо Лотто. Они, кстати, тоже впервые покинут залы Зимнего дворца, что, конечно, очень приятно».

Увидеть редкую картину своими глазами можно в Северной Венеции до 7 августа. Директор Эрмитажа даже пообещал, что петербуржцев будут пускать вне очереди, правда, вскоре забрал свои слова обратно и признался, что просто пошутил.

Читайте нас в Дзен