России и НАТО пока не удается договориться по ПРО
04.07.2011, 18:33
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
России и НАТО не удалось договориться, но возможности найти компромисс ещё остались. Весьма сложные переговоры сегодня прошли в Сочи, куда приехал Дмитрий Медведев, генсек Североатлантического альянса Андерс фог Расмуссен и министр иностранных дел России.
По вопросу о создании системы противоракетной обороны, от которой США и НАТО отказываться не собираются, сегодня ждали очень жёстких заявлений президента. Впрочем, большая часть встречи прошла за закрытыми дверями. На прямой связи со студией из Сочи - наш корреспондент Алексей Лазуренко: (см. видео)
* * *
Итак, в очередной раз решение вопроса о том, какой будет система противоракетной обороны НАТО, перенесено ещё на полгода. Россия предлагала создать совместную систему ПРО, Североатлантический альянс настаивает на отдельных системах защиты от ракет возможного противника. И третий - негативный - вариант развития событий многим экспертам, в том числе российскому представителю в НАТО, видится в возобновлении гонки вооружений и даже - холодной войны. Наш корреспондент Вадим Хуланхов - о спорах и выгодах сторон:
Разговоры о том, что сегодняшняя встреча в Сочи может зайти в тупик, начались еще накануне. Представитель России в НАТО Дмитрий Рогозин заявил, что российская сторона готова выдвинуть ультиматум атлантическому блоку, если не будут приняты наши условия: «Мы наблюдаем искусственное торможение переговоров по ПРО. У России есть несколько вариантов поведения, и стоит ожидать, что президент напрямую изложит их руководству альянса. Если устраивающего нас варианта не будет найдено, мы применим ответные меры».
Кроме того, Рогозин не исключил варианта выхода России из договора по СНВ. А в этом случае можно ожидать возобновления "холодной" войны и гонки вооружений, еще более обострённой, чем уже основательно подзабытая прежняя.
Дмитрий Тренин, директор московского Центра Карнеги: «Действительно, ситуация зашла в тупик, и действительно, обеим сторонам нужно серьезно подумать и поразмышлять и поработать внутри себя и друг с другом, чтобы из этого был толк. Но ультиматум - это не выход».
Ситуация, сложившаяся в отношениях между Москвой и Брюсселем, для России сейчас не самая выгодная - как бы ни закончился очередной раунд переговоров, мы мало что выигрываем, а Запад ничего не теряет.
Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем: «Россия, в силу сложившейся ситуации, сокращает свой ракетно-ядерный потенциал – это экономика в таком состоянии, что не позволяет наращивать. Поэтому сегодня наш демарш с выходом из договора по ПРО никаких изменений не внесет в программу Соединенных Штатов».
Полгода назад Дмитрий Медведев уже пытался решить вопрос с размещением американской ПРО в Европе. На встрече в Лиссабоне были достигнуты определенные договоренности, но США продолжали методично идти намеченным курсом. Как было несколько лет назад в Чехии и Польше, и только массовые акции протеста остановили размещение систем противоракетной обороны.
Дмитрий Тренин, директор московского Центра Карнеги: «Эти вопросы не стоит отставлять в сторону и говорить «если мы за 7 месяцев не смогли договориться, то давайте мы из партнеров превратимся опять во врагов».
На сегодняшний день есть только один действующий документ, регламентирующий размещение вооружений в Европе - договор об обычных вооруженных силах. Подписание этого документа тоже было делом непростым и долгим. Но сегодня и он оказался под угрозой - перед каждым новым раундом переговоров Россия - НАТО Брюссель начинает придумывать всевозможные дополнительные политические условия, практически невыполнимые. Так, например, проталкивается принцип "согласия принимающей стороны" на размещение иностранных сил на ее признанной территории в границах 1999 года, что подразумевает автоматическое признание принадлежности Южной Осетии и Абхазии к Грузии. И понятно, что для России такое условие категорически неприемлемо.
Сегодняшняя встреча в Сочи никаких сенсаций не принесла. Ультиматумов никто не выдвигал, принципиальный договоренностей по целому ряду вопросов достигнуть так и не удалось. Стороны взяли очередной, и, возможно, последний тайм-аут - через 6 месяцев в Чикаго точку поставить все же придется.