Смертельный груз: как украинские спецслужбы совершили теракт на Крымском мосту

, 7:30

Корреспондент «Известий» раскрыл подробности теракта на Крымском мосту

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Фото, видео: © РИА Новости / Константин Михальчевский; 5-tv.ru

Расследование корреспондента провело его по длинному маршруту доставки взрывчатки в Болгарию, а еще в Казань, где жил дальнобойщик, который ее вез, скорее всего, не зная о смертельном грузе.

Взрыв на Крымском мосту официально признан терактом. Об этом Владимиру Путину доложил глава Следственного комитета. По словам Александра Бастрыкина, допрошены свидетели, на месте ЧП были обнаружены улики, проведено множество экспертиз. И все они говорят о том, что имел место именно акт терроризма. Также установлено, что в его подготовке участвовали граждане сразу нескольких стран.

«Сомнений нет — это теракт, направленный на разрушение критически важной гражданской инфраструктуры Российской Федерации. И авторы, исполнители, заказчики — спецслужбы Украины», — отметил Путин.

«Спецслужбы Украины и граждане России и зарубежных государств, которые помогали в подготовке этого теракта. С помощью оперативных сотрудников ФСБ удалось установить подозреваемых из числа тех, кто мог готовить теракт, и людей, которые действуют на территории Российской Федерации», — доложил Бастрыкин.

Кроме того, следователи установили точный маршрут груза. Он прибыл из Болгарии, и далее через Грузию и Армению был доставлен в Россию. Уже затем отправитель разместил объявление на сайте, через который дальнобойщики ищут заказы. Именно так и был найден водитель. А чтобы не засветиться, заказчики использовали несколько фирм-однодневок.

Корреспонденту «Известий» удалось побывать на базе, где, предположительно, в фуру загрузили тонны взрывчатки. Водителя, скорее всего, использовали вслепую — заказ на перевозку он нашел на популярном сайте для дальнобойщиков. Все подробности — у Ивана Литомина.

Темные закоулки Армавира, города очень важного для Северного Кавказа, как логистический узел. Через него проходит федеральная автомобильная дорога. Предположительно, отсюда выехал красный грузовик, который взорвался на Крымском мосту.

Где-то здесь, в одном из ангаров, в фуру Махира Юсубова загрузили несколько тонн взрывчатки. Что именно он перевозит, водитель скорее всего, не знал — по документам перевозил полиэтиленовую упаковку. Ее нужно было доставить в Симферополь. Заказ Юсубов получил на популярном сайте АТИ, биржи для дальнобойщиков.

Заказ был оформлен на ТЭК-34, общество с ограниченной ответственностью, код в АТИ — 211162, страна — Россия, город — Ульяновск, Ульяновская область.

ТЭК-34 — фирма-однодневка. Кто был истинным заказчиком уже выяснили: через цепочку посредников — украинские спецслужбы. С Махиром переговаривался некий Олег. Олега тоже нашли. Он был всего лишь посредником и по телефону вел переговоры с грузоотправителем и грузополучателем.

Махир Юсубов вез груз согласно расписанию, должен был оказаться в Симферополе 8 октября ровно в 10 утра. Заказчики постоянно подгоняли водителя. Для того, чтобы вовремя оказаться в Крыму, Юсубов переночевал на одной из таких площадок. Это так называемый отстойник, находится он в 10 километрах от Крымского моста. И предположительно здесь, около шести часов, фургон, который сдетонировал на переправе, и простоял.

Вес груза — 21 тонна. Организаторы теракта рассчитывали на максимальные разрушения. Взрывчатку тщательно замаскировали. Но все равно остается неясным, как Юсубов проехал по самым оживленным дорогам Краснодарского края и не вызвал никаких подозрений. Прибыть он должен был в Симферополь.

Семья погибшего водителя Махира Юсубова раскидана по разным городам: племянник Самир, на которого был зарегистрирован грузовик, — в Краснодаре. Сам Юсубов жил в Казани. Его жена — из аула Тугургой в Адыгее. В первые же часы после теракта дом Юсубова был оцеплен спецслужбами. Соседи недоумевали, почему.

Соседи характеризуют погибшего положительно, рассказывают, что ни в каких организациях замечен не был, исправно трудился, чтобы обеспечить семью — жену и троих детей.

О семействе Юсубовых рассказывают не больше, чем о любой другой семье любого другого дальнобойщика. Одну большегрузную машину он разбил, купил вторую и залез в долги. Работал много, искал заказы везде, где мог.

«Они тут на квартирах жили. Сначала там вот, потом вот тут жили, а потом купили у моих родственников вот тот дом…» — рассказал сосед дальнобойщика.

Зато гораздо больше интересных сведений из разных источников поступает о маршруте движения груза со взрывчаткой до того, как он попал в Армавир. По некоторым данным, 22 поддона пленки прибыли по морю из Болгарии в грузинский Поти. После, были погружены на фуру и отправлены в Армению. Там происходила растаможка.

Затем паллеты опять оказались в Грузии и пересекли границу с Россией через КПП Верхний Ларс. Следователям предстоит немало работы, чтобы выяснить, кто и на какой стадии работал с этим грузом, кто проверял его и кто еще, кроме уже выявленных лиц, всячески старался, чтобы он доехал до Крымского моста.

Читайте нас в Дзен