Исторический момент: как проходят референдумы в ДНР и ЛНР
25.09.2022, 3:47
Корреспондент «Известий» показал, как проходят референдумы в Донбассе
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: © РИА Новости; 5-tv.ru
Многие опрошенные жители говорят в один голос: ждали этого события уже несколько лет.
Эти даты войдут в историю России. Пятидневный референдум на Донбассе, Херсонской и Запорожской областях меняет в корне расклад сил на Украине и в мире.
Дело не в территориях. Дело в статусе. После вхождения этих регионов в состав России, любая агрессия против них будет считаться агрессией против России.
Любой снаряд НАТО, который упадет в Донецке, любая ракета HIMARS, которая прилетит по Новой Каховке, любой беспилотник в небе над Мелитополем — это агрессия НАТО против России.
Соответственно и цель спецоперации не просто защита братского Донбасса, а защита нашего Донбасса. Россия не ждет, когда Альянс вломится в наш дом. Россия выходит встречать врага у ворот. Президент говорил об этом в своем обращении.
«В нашей исторической традиции, в судьбе нашего народа — останавливать тех, кто рвется к мировому господству, кто грозит расчленением и порабощением нашей Родине, нашему Отечеству. Мы и сейчас это сделаем, так и будет», — заявил Путин.
Конечно время для референдума, когда идут боевые действия — не самое удобное. И только в Донецке на этой неделе под обстрелами погибло более 20 мирных жителей, но в том то и дело, что голосование — единственный способ сейчас надежно защитить и без того настрадавшихся людей.
Защиты, мира и спокойствия, — все, чего просят те, кто все эти годы — под обстрелами. Референдумы на Западе не признают, но сейчас настал тот момент, когда России уже все равно, что скажут на Западе.
«Мы не можем, не имеем никакого морального права отдать близких нам людей на растерзание палачам, не можем не откликнуться на их искреннее стремление самим определять свою судьбу», — заметил российский лидер.
Луганская и Донецкая республики по сути все восемь с половиной лет после провозглашения независимости шли в Россию, развивали экономические и культурные связи с Москвой, не с Киевом. Киев — стрелял, Москва — спасала. Разбитую чашку Минскими соглашениями склеить не удалось.
После февраля уже не стоял вопрос будет ли Донбасс вместе с Россией. Был вопрос, когда это произойдет. Это происходит сейчас, на наших глазах. Явка по итогам первых двух дней уже выше 50% в ДНР и 45% в ЛНР. Репортаж о том, как проходит голосование в Донбассе, от Александра Сафиуллина.
«Исторический момент», — говорит одна из голосующих жительниц Донбасса.
Фраза определяющая. Она без преувеличения описывает то, что сейчас происходит на освобожденных территориях. Это Мариуполь. Русский город, который возвращается домой.
Выездные бригады ЦИК заработали ровно в 8 утра. Вот так выглядит подомовой обход избирательной комиссии. Пускают в подъезд люди, которые здесь живут.
На этажах здесь остались всего несколько человек. В доме проблемы с отоплением, нет воды, но заполнить заявление и проголосовать вышли все. В другой части города референдум также в разгаре. Выстроилась очередь из местных жителей: за час проходит от 30 до 50 человек.
«За Россию! Надоели эти мытарства! Только за Россию, столько лет этого ждала…» — делятся эмоциями голосующие женщины.
Больше четырехсот пятидесяти участков по всей территории республики. Люди приходят сразу семьями. У большинства пришедших уже готов ответ на вопрос в бланке. Кажется, людям сложнее выбрать форму отметки в бюллетени.
Сначала независимое государство, после признания — республики и, наконец, воссоединение. Особенно ценят момент на передовой. комбат батальона «Спарта» Артем Жога заполнил бюллетень прямо на позициях. Его сын Владимир Жога героически погиб, защищая Донецк от ВСУ. Первым в истории ДНР был награжден званием Героя России посмертно.
Активно голосуют и в соседней Луганской народной республике.
Донбасс выстоял. И как бы ни старался Киевский режим — народ республик сделает свой выбор. Разделенные семьи снова будут вместе, жить в одной стране. В России у многих родные, которым пришлось уехать на время. Тоже голосуют.
Впереди еще несколько дней референдума. Завершится все — во вторник, двадцать седьмого числа. Впрочем, судя по статистике, а только за первый день участие в голосовании приняли до четверти избирателей только в ДНР, необходимую явку обеспечат значительно раньше.
Для Донбасса после проведения референдума борьба за освобождение не закончится. ЛНР в ходе спецоперации очистили полностью, но в ДНР еще почти половина земель под ВСУ.
Похожая ситуация и южнее: Херсонская область освобождена практически полностью, за исключением отдельных сел. Запорожская область, или Запорожский край, как они хотят называться, лишь на 70%. С атомной электростанцией, но без региональной столицы.
Тем не менее в перспективе российско-украинская граница может выглядеть вот так. Это плюс более 100 тысяч квадратных километров территории. И восемь-девять миллионов сограждан.
Условно говоря Болгария. Сопоставимо по размерам, населению и расположению. Азовское море — становится внутренним морем России.
Если наложить на современную карту историческую, то мы увидим, за исключением Харькова и Днепропетровска, территорию Донецко-Криворожской республики, которая в гражданскую войну искала союза с Москвой не с Киевом.
А, если еще отмотать назад — то окажемся в Новороссии — новой губернии, на месте пустынного Дикого Поля и бывших османских владений. Когда заселили и застроили голые степи и побережье городами. То движение к морю, что начал Петр I, закончила Екатерина II.
Стоит ли удивляться, что по опросам, референдумы на этих землях воспринимаются на местах, как возвращение к историческим границам, к торжеству исторической справедливости.
Цифры отличаются у разных социологических организаций, но порядок не оставляет сомнений — подавляющее большинство за референдумы, и за вхождение в Россию
«Последние два месяца безвылазно там нахожусь, работаю на этих территориях и знаком с сотнями людей, которые там живут. И единственная мечта которых, это мирная и созидательная жизнь, которую им сейчас не дают реализовывать люди, засевшие в Киеве», — рассказал первый зампред комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич.
«Они видят, что Россия заботится, восстанавливает мирную жизнь. Со строительством живого фонда, открывают школы, проводят первое сентября, помогают с учебниками. А Киевский режим терроризирует, угрожает репрессиями и обстреливает из НАТОвского вооружения. В этой ситуации выбор очевиден», — добавил политолог Александр Асафов.
Голосование проходит и на территории России, прежде всего там, где живет много беженцев из Украины. Там, где пункты временного размещения.
Для того, чтобы отдать свой голос достаточно предъявить паспорт ДНР или ЛНР, российский или украинский документ, главное чтобы адрес постоянной регистрации был на территории Донецких республик, Херсонской или Запорожской областей. И мы видим, что люди активно приходят.
Какую позицию они занимают, я думаю, догадаться не сложно. Из опроса ВЦИОМ, следует, что жители ЛНР и ДНР в России не менее активно поддерживают вхождение в состав России, чем те, кто остался в Донбассе.
Судьба их региона трагическая и вместе с тем героическая. Отражает как зеркало историю российского государства, неотъемлемой частью которого они себя и считают.