Штрафы или тюрьма: как в РФ будут наказывать самокатчиков за опасную езду
14.09.2022, 16:37
В России будут наказывать самокатчиков за опасную езду
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: www.globallookpress.com / IMAGO / Michael Gstettenbauer; 5-tv.ru
Трагических случаев с участием экстремалов в стране немало. Когда же введут новые ограничения и ответственность за нарушение правил?
Внести, наконец, ясность решено и в наболевший вопрос о самокатах. Они до сих пор не подчинены никаким правилам, и в руках лихачей становятся смертельным оружием. Происшествия, в том числе с тяжелыми травмами, происходят каждую неделю. Но в ближайшее время любителей быстрой езды заставят притормозить: Минтранс направил в правительство соответствующие поправки в правила дорожного движения. Нормы строгие, только вот эксперты уже заявили — работать они не будут. Все подробности выяснил корреспондент «Известий» Дмитрий Будков.
«Малая Конюшенная — первая пешеходная улица Петербурга. Популярная туристическая локация, также горячо любимая самокатчиками, которые часто устраивают здесь гонки. Но вскоре она наравне с парками, скверами и аллеями, войдет в специальную зону, где такие „покатушки“ будут запрещены», — показал журналист.
И введут такие правила по всей стране. В Минтрансе, похоже, наконец решили окончательно закрыть вопрос, где на электросамокатах кататься нельзя, а где можно, но с ограничениями.
«Не всегда соблюдают эти правила самокаты, еду не по отведенной дорожке. Вот я живу на Арбате, вот только и смотрю как они едут», — отметила местная жительница.
«Я шла с водой, он в меня врезался, и конечно я вылила на себя весь напиток, поэтому я бы ограничила скорость, а лучше бы они вообще не ездили на тротуарах», — рассказала пострадавшая от самокатчика.
На рассмотрении правительства сейчас поправки в ПДД, регулирующие движение электросамокатов. Например, ездить на них по автодорогам можно, если скорость потока не выше 60 километров в час. Но только с краю, по правой полосе. При этом на самокате должны быть установлены фары и сигнал. А вот по зебре можно двигаться только на своих двоих — как, кстати, и велосипедистам. Ну и на светофорах обяжут притормаживать.
«Они обязаны притормозить посмотреть, есть ли пешеход или нет, и потом более с замедленной скоростью проезжать эту зону. А сейчас это происходит, сами знаете как. Они несутся на безумной скорости», — пояснил депутат Госдумы Бийсултан Хамзаев.
Один из таких лихачей сбил Анну. Школьница шла на тренировку, но вместо танцев попала к врачу, на время лечения пришлось отказаться от занятий.
«Он сбил меня. Электросамокат у него чуть-чуть остановился, потому что от столкновения. И он просто поехал дальше. Танцевать не могла. Ходить было тоже больно. Было больно сгибать колени», — рассказала девочка.
На больничной койке с тяжелыми травмами оказываются десятки россиян. У пенсионера Роберта Галиакберова после столкновения с самокатчиком диагностировали перелом шейки бедра. А лихач спокойно скрылся с места происшествия. Нашли его через несколько дней.
«Ему назначен штраф в размере шести тысяч рублей в пользу государства. Дело даже не в деньгах. Мы за материальный вред, сколько денег потратили нам еще не вернули. Но дело не в деньгах. Он даже не извинился перед отцом и он не хочет ничего возмещать», — заметил сын пострадавшего Альфред Галиакберов.
Кикшеринговые электросамокаты запрограммированы на разгон до 25 километров в час. Как показывают краш-тесты, столкновение при такой скорости приравнивается к падению с двухметровой высоты. Но частные способны ускоряться до автомобильных 80 километров в час, и их ударная сила возрастает еще в три раза. При этом транспортом они не считаются.
«Самокаты должны разделяться, которые ограничены по скорости 25 км/ ч, это все, что по действующим ПДД называется велосипедом. И есть те, которые гораздо мощнее и быстрее, те, которые называются мопедом по действующим ПДД. Эти категории ни в каком виде не существуют сейчас», — пояснила пресс-секретарь кикшерингового сервиса Юлия Камойлик.
При этом в большинстве городов не то что не хватает тротуаров с велосипедными дорожками — не на всех дорогах обочина есть. Поэтому только нововведениями в ПДД не обойтись.
«Корень проблемы на мой взгляд заключается только в оборудовании специальных дорожек для вот таких средств мобильности», — поделился мнением председатель национального Союза защиты прав потребителей Павел Шапкин.
Возникает вопрос и у самих самокатчиков, и у автоэкспертов: кто же будет контролировать лихачей на электросамокатах, которые пока на учет ставить не нужно, да и водительские права не требуют.
«Можно повесить знак запрещающий движение самоката, ограничивает его скорость или определяет возраст. Но опять же поскольку камера это ничего не фиксирует, инспектор ГАИ понятно бегать за каждым самокатчиком не в состоянии, то есть данные запреты без какого-то механизма их реальной проверки, эти запреты есть по сути простая декларация», — заключил адвокат Сергей Редько.
Будут ли штрафовать самокатчиков сотрудники ГИБДД — на это в МВД пока не отвечают. Пока поправки Минтранса на рассмотрении, а значит — могут быть еще не раз скорректированы.