Кто виноват и что делать: в РФ предложили штрафовать агрегаторов такси при ДТП
12.09.2022, 20:20
В России предложили штрафовать агрегаторов такси при ДТП
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: 5-tv.ru
Общественники расценивают идею с положительной точки зрения, но предупреждают: сумма поездки для граждан может значительно вырасти с введением страховых компенсаций.
Госдума рассматривает новый закон, согласно которому ответственность за аварию должен нести не только водитель такси, но и агрегатор сервиса. Эта инициатива вызвала большой резонанс. Против новых правил выступили пассажиры. Они опасаются, что если закон примут, это приведет к значительному подорожанию поездок. Корреспондент «Известий» Сергей Хайдаров узнал, что и безопасность новые порядки вряд ли повысят.
«Локти у меня идут — вот, видите, это все у меня металл», — заметила одна из пострадавших в аварии.
Это рентгеновский снимок Натальи Чернышевской после поездки на такси. Водитель не справился с управлением, и пассажирку зажало в салоне.
«Низкий поклон врачам, которые сохранили мне руку. Речь шла об ампутации», — добавила женщина.
Несмотря на серьезные травмы, агрегатор такси ответственности не понес. Компенсации женщина так и не дождалась. Получила только выплаты по страховой.
«Мне на что-то нужно лечиться и жить, то есть я недееспособный человек», — сокрушалась Наталья.
Женщина пытается добиться справедливости через юристов. Но подобных историй — сотни. Водитель утверждает, что платить за лечение пострадавшего пассажира ему попросту нечем, а добиться компенсации от агрегатора даже через суд очень сложно.
«Агрегатор отвечает в том случае, если решение суда принято по данному вопросу. Это очень редкие случаи, так как агрегатор, он всегда встает в позу, что он — всего лишь информатор», — пояснил эксперт в области права Андрей Печнин.
Ситуацию может изменить новый закон о такси. Он предполагает солидарную ответственность таксиста, попавшего в аварию, с агрегатором, который брал его на работу. То есть если даже сервис не виноват в аварии, то все равно должен будет платить.
«Требования же о взыскании ущерба будут заявляться пассажиром к агрегатору, исходя из того, что взыскание ущерба с него в полном объеме более реально в ускоренной перспективе», — считает председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
Вот только если закон примут в таком виде — это может иметь последствия для самих пассажиров. По мнению экспертов, цена поездки автоматически может вырасти на 50% и больше.
«Вот агрегатор, вот он есть — он точно заплатит. Юристы помогут. Ситуация вот такая. И, естественно, агрегатор будет перезакладывать свои риски», — констатировал главный аналитик Ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрй Ионин.
По замыслу разработчиков изменений, работать с агрегаторами смогут водители со стажем не менее трех лет. А если таксист набрал больше трех штрафов или был повторно лишен прав — зарабатывать в такси он уже не сможет. К примеру, как этот водитель, сбивший сотрудника ГИБДД на московской магистрали. Он продолжал таксовать, хотя его лишили прав еще два года назад.
И вот как раз в этом случае ответственность полностью ложится на службу заказа такси, которая допустила, что такой водитель сел за руль.
«Когда к вам пришло уведомление о том, что такой-то автомобиль к вам направлен, не поленитесь, зайдите в реестр разрешений, прям можно в Гугле забить "проверка разрешений москва", и вам с mos.ru высветится страничка, забейте туда госномер и проверьте зеленую полосочку, что разрешение выдано», — добавила правозащитник в сфере легкового такси Елена Гращенкова.
Предполагается создание сразу трех реестров. Агрегаторов такси, водителей и автомобилей, что не позволит передавать машину третьим лицам и работать на несколько служб вызова такси одновременно.
«Особые условия в законе прописаны для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Теперь они будут сами определять, сколько автомобилей такси могут работать на их территории, и установят правила организации перевозок в аэропортах и на вокзалах. А это, по мнению экспертов, не только разгрузит парковки, в местах наибольшего скопления пассажиров, но и избавит их от навязчивых бомбил», — пояснил Сергей Хайдаров.
Но только выбора у нелегальных водителей не останется. Либо ты работаешь с агрегатором и соблюдаешь правила, либо останешься без работы. Второе чтение нового закона о такси пройдет в Госдуме уже в ноябре этого года.