Как Сергей Эйзенштейн создал шаблоны для роликов в TikTok и сцен в западных фильмах
13.08.2022, 6:04
Съемки фильма «Броненосец» про Сергея Эйзенштейна проходят в Петербурге
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: www.globallookpress.com / Russian Look; 5-tv.ru
Съемки картины про легендарного российского режиссера в Петербурге сейчас в самом разгаре. Создатели обещают выпустить целый цикл киноработ об опередившем время мастере.
Сейчас в Петербурге в самом разгаре съемки фильма «Броненосец». Это картина о легендарном советском режиссере Сергее Эйзенштейне — о том периоде его жизни, когда он только пробивался в профессию. И как в итоге стал великим мастером.
Действительно, приемами Эйзенштейна до сих пор пользуются и голливудские режиссеры, и даже блогеры. О человеке, который заложил фундамент всего мирового кинематографа, расскажет корреспондент «Известий» Роман Ишмухаметов.
Этот молодой мужчина с пышной шевелюрой в исполнении актера Дмитрия Федорова навсегда изменит мировой кинематограф. Уже в 27 имя Сергея Эйзенштейна прогремит на весь мир. Фильм «Броненосец» рассказывает о начале творческого пути мастера и его конфликте с наставником — не менее гениальным театральным режиссером Всеволодом Мейрхольдом.
«Мы будем видеть, как в течение какого-то года Эйзенштейн переживал всплеск ненависти к мастеру, на следующий год всплекс любви, на следующий год — снова ненависти. И так в течение многих лет», — рассказала Елизавета Манько, режиссер картины «Броненосец».
Именно сейчас, говорят создатели картины, важно напомнить, что сделал Эйзенштейн для мирового кино. Его снятый почти столетие назад «Броненосец Потемкин» и сегодня — азбука для режиссеров всего мира. Новаторство в каждом эпизоде. Каждый из 108 кадров с флагом раскрасили вручную кисточкой.
А это сцена — на лестнице — заслуженно считается одной их самых драматичных в истории кинематографа. До него никто не снимал таких масштабных сцен на лестнице. Его коляска, спущенная по ступеням, прокатилась по экранам всего мира.
Режиссер создал свой метод — монтаж аттракционов. Его суть в том, чтобы вовлечь зрителя в круговорот происходящих событий. Все для того, чтобы зрители от первой до последней минуты не отводили взглядов от экрана. Тот самый аттракцион — это камера в движении: быстрая смена крупных и общих планов; клиповый, как сказали бы сегодня, монтаж. Куда ни глянь — везде рука Эйзенштейна. Вот в «Гарри Поттере» оживают фотографии. Что это? Талантливая находка режиссера или повтор из «Стачки», снятой мастером в 1920-е годы?
А это уже Спилберг использует тональный монтаж в своем великом фильме «Список Шиндлера» — свеча сменяется дымом паровоза. И снова привет Эйзенштейну: 1925 год, «Броненосец Потемкин», сцена тумана над Одессой.
«Эйзенштейн это, конечно, абсолютный мировой кумир для Запада. До сих пор в разных киноклубах по миру идут его фильмы», — рассказал худрук театра «Модерн» Юрий Грымов.
И не только великие режиссеры — миллионы, если не миллиарды людей ежедневно снимают и выкладывают свое кино, даже не догадываясь, что делают это по Эйзенштейну.
«Если мы видим стыки между двумя сторис, то это вполне себе такое кино 1920-х годов с эйзенштйновским посылом», — сообщил кинокритик и историк кино Максим Семенов.
А титры в TikTok с ироническими комментариями — это тоже оттуда, из эпохи 1920-х и фильмов Эйзенштейна — человека, опередившего время и задавшего тренды на десятилетия вперед.
Создатели картины панируют представить фильм в конце года. Но не будут останавливаться на этом. Картина станет первой в цикле произведений, посвященных Эйзенштейну — человеку, без которого кино бы и не существовало.