Новая архитектура экономики — главное из очень важной речи Путина на ПМЭФ-2022
18.06.2022, 5:57
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: ИЗВЕСТИЯ / Зураб Джавахадзе; 5-tv.ru
Хакеры попытались сорвать выступление главы российского государства, однако им этого не удалось. Президент донес до сограждан и иностранцев свое видение будущего страны.
Все внимание 17 июня было приковано к Петербургу, где на Международном экономическом форуме (ПМЭФ-2022) звучат самые важные политические и экономические заявления — там состоялось выступление президента, которое заранее анонсировалось в Кремле как «чрезвычайно важное».
Его пытались сорвать, — массированные DDoS-атаки обрушились на электронные системы форума, — но это всего лишь сдвинуло начало пленарного заседания по времени. Так что сказал президент? Каким он видит будущее России? Об этом узнал корреспондент «Известий» Алексей Лазуренко.
Никакие мелкие трудности не могли помешать диалогу о новой архитектуре российской экономике. Именно этой теме большую часть своего выступления, открывая пленарную сессию ПМЭФ, посвятил Владимир Путин. Наша экономика, конечно, не может существовать вне мировых тенденций, которые сегодня очень подрывают доверие к международным финансовым институтам.
«Экономика, рынки, да и сами принципы экономической системы оказались под ударом. Многие торговые, производственные, логистические связи, ранее нарушенные пандемией, проходят теперь через новые испытания. Кроме того, такие ключевые для бизнеса понятия, как „деловая репутация“, „неприкосновенность собственности“ и „доверие к валютам“, основательно подорваны. Подорваны, к сожалению, нашими партнерами на Западе. И сделано это намеренно, ради амбиций, во имя устаревших геополитических иллюзий», — отметил Владимир Путин.
Коллективный Запад поставил экономику на службу своим сиюминутным политическим выгодам. Владимир Путин считает, что это не приведет Вашингтон и Брюссель к успеху — мир слишком изменился.
«Эпоха однополярного миропорядка завершилась. Шаблоны здесь не работают. Шаблоны, которые грубо, безальтернативно навязываются из одного центра. Изъян заложен в самой идее, согласно которой есть одна, пусть и сильная, держава с ограниченным кругом приближенных или, как еще говорят, допущенных к ней государств. Соединенные Штаты провозгласив победу в холодной войне, объявили себя посланниками Господа на земле, у которых нет никаких обязательств, а есть только интересы. Причем эти интересы объявляются священными. Они словно не замечают, что за последние десятилетия на планете сформировались и все громче заявляют о себе новые мощные центры», — сказал президент РФ.
Тут важно обратить внимание на методы, которыми пользуются те страны, которые привыкли к своей монополии в политике и экономике. Вспоминая об этих методах Владимир Путин не стеснялся в выражениях.
«Время бурных перемен можно, что называется, пересидеть, переждать — якобы все вернется на круги своя, все будет, как и прежде. Не будет. Однако похоже, что правящие элиты некоторых западных государств как раз и пребывают в такого рода иллюзиях. Не хотят замечать очевидных вещей, а упорно цепляются за тени прошлого. Например, полагают, что доминирование Запада в глобальной политике и экономике — величина неизменная, вечная. Вечного ничего не бывает.
Причем наши коллеги не просто отрицают реальность. Они пытаются противодействовать ходу истории, мыслят категориями прошлого века, находятся в плену своих же собственных заблуждений. А страны вне так называемого «золотого миллиарда» считают все периферией, своим задним двором, по-прежнему относятся к ним как к колониям. А народы, живущие там, считают людьми второго сорта, потому что себя считают исключительными. Если они «исключительные», значит все остальные второго сорта.
Отсюда неуемное желание наказать, экономически задавить того, кто выделяется из их общего ряда, не хочет слепо подчиняться. Более того, они грубо и беспардонно насаждают свою этику, взгляды на культуру и представления об истории. А порой подвергают сомнению суверенитет и целостность государств, создают угрозу их существованию. Достаточно вспомнить судьбу Югославии и Сирии, Ливии и Ирака», — объяснил глава государства.
Особое место в списке мер поддержки российского правительства всегда занимала социальная сфера. Теперь, взять хотя бы льготную ипотеку, глава государства объявляет о том, что она станет еще более привлекательной.
«С мая была снижена ставка по льготной ипотеке. Сейчас она составляет 9%. При этом сама программа льготной ипотеки продлена до конца текущего года. Как уже говорил, цель этой программы — помочь гражданам в решении жилищных проблем. Поддержать строительную и смежные с ними отрасли. А там у нас заняты миллионы работников. После резкого роста весной процентные ставки в российской экономике постепенно снижаются. Центральный Банк постепенно опускает ключевую ставку. В этой связи считаю возможным еще раз снизить ставку по льготной ипотеке. Теперь до 7%», — заявил Владимир Путин.
Конечно, инфляция в 16 с лишним процентов слишком высока, поэтому у правительства еще в этом смысле много дел. На этом фоне также интересно посмотреть на то, что происходит в тех странах, которые ввели санкции против России.
«Мы видим, как обострились социальные и экономические проблемы в Европе, да и в США тоже. Как растет стоимость товаров, продуктов питания, электроэнергии и автомобильного топлива. Как снижается качество жизни европейцев, и утрачивается конкурентоспособность предприятий. По оценкам экспертов, только прямые, счетные потери ЕС от санкционной лихорадки за предстоящий год могут превысить 400 миллиардов долларов. Такова цена решений оторванных от реалий и принятых вопреки здравому смыслу», — подчеркнул президент РФ.
Чтобы снять с себя ответственность американские и европейские политики тут же стали искать виновного. Россия здесь оказалась очень удобной мишенью.
«Это не результат специальной военной операции, которую проводит Россия в Донбассе. Подобные утверждения — это откровенное и сознательное передергивание фактов. Резкое усиление инфляции на товарных и сырьевых рынках стало фактом задолго до событий текущего года. Мир в такую ситуацию последовательно загоняла многолетняя, безответственная макроэкономическая политика стран так называемой „Большой семерки“, включая бесконтрольную эмиссию и накапливание необеспеченных долгов.
Спрашивается: при чем здесь наша военная операция в Донбассе. Это вообще не имеет к этому никакого отношения. Не придумав или не пожелав использовать другие рецепты, власти ведущих западных экономик просто-напросто запустили печатный станок. Таким нехитрым способом стали покрывать невиданные ранее бюджетные дефициты. Уже называл эту цифру: за последние два года денежная масса в США выросла более чем на 38%. Ранее десятилетиями такое увеличение было, а теперь за два года 38%.
Все мы слышим про так называемую „путинскую инфляцию“ на Западе. Я когда вижу это, все время думаю: на кого рассчитаны эти глупости? На тех, кто писать и читать не умеет. Вот и все. Те, кто умеют читать, понимают, что происходит на самом деле. Россия и наши действия по освобождению Донбасса здесь абсолютно не при чем. Сегодняшний рост цен, инфляция, проблема с продовольствием, бензином, в энергетике в целом — это результат системных ошибок в экономической политики США и европейской бюрократии. Вот, где причина. И только в этом», — сказал глава государства.
У российской экономики будет совсем другой путь. Сегодня Владимир Путин, по сути, дает старт новым отношениям власти и бизнеса. Касается это не только, например, отмены проверок — не периодически, как это было всегда, а навсегда. В частности, призывает сделать так, чтобы российский бизнес понимал: вкладывать в свою страну — это еще и гордость.
«Не наступайте, пожалуйста, на старые грабли. Наша страна обладает гигантским потенциалом, и задач, требующих приложения сил, непочатый край. Инвестируйте здесь, вкладывайте в создание новых предприятий и рабочих мест, в развитие туристической инфраструктуры, поддерживайте школы, университеты, здравоохранение и социальную сферу, культуру и спорт. Я знаю, что многие так и делают, я знаю — просто хочу еще раз это подчеркнуть.
Именно так высоко понимали свою миссию Бахрушины и Морозовы, Щукины и Рябушинские, Акчурины и Галеевы, Апанаевы и Мациевы, Мамонтов, Третьяков, Арсанов, Дадашев, Гаджиев. Многие русские, татарские, бурятские, чеченские, дагестанские, якутские, осетинские, еврейские, армянские и другие купеческие и предпринимательские семьи, которые и прямых наследников не обидели, и навсегда вписали свое имя в историю нашей страны», — призвал Владимир Путин и сорвал аплодисменты.
Государство со своей стороны готово предпринять целый ряд мер. Например, дополнительные средства, которые вложат в село, или деньги, которые будут предназначены для развития научно-производственных кластеров.
«Задача сегодняшнего дня в том, чтобы нарастить мощности, в сжатые сроки наладить необходимые линии. И один из ключевых вопросов — это комфортные условия для работы предприятий, а также наличие подготовленных производственных площадок.
Прошу правительство к осени представить ключевые параметры нового режима работы промышленных кластеров, финансирование. Проекты, запускаемые в таких кластерах, должны получить долгосрочный доступный кредитный ресурс сроком до десяти лет и по ставке не более 7% годовых в рублях», — поручил президент.
Сегодня же глава государства объявляет о запуске новой кредитной меры, которую тут же называют промышленной ипотекой.
«Создание производственных корпусов с нуля все еще требует от полутора до трех лет, при этом приобретение готовых площадей сдерживают пока еще высокие ставки по кредитам.
В этой связи — чтобы отечественный бизнес мог быстро развернуть выпуск необходимой продукции — предлагаю запустить принципиально новый инструмент: промышленную ипотеку. Речь идет о льготных долгосрочных кредитах по ставке пять процентов годовых. Право на такие кредиты получат предприятия, которые планируют купить готовые площади для производства», — объяснил Владимир Путин.
И это лишь ряд мер, которые позволят изменить российскую экономику и наверняка вывести ее в мировые лидеры. Предполагалось, что заседание продлится около двух часов, но глава государства редко покидает ПМЭФ не ответив на все злободневные вопросы российского и иностранного бизнеса.