Цискаридзе о новом поколении артистов: Они не горят и не мечтают, как мечтали мы
11.06.2022, 15:01 Лана Шевченко
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: © РИА Новости / Екатерина Чеснокова; 5-tv.ru
Современные артисты балета живут в другом ритме. У них никто ничего не требует, поэтому и отношение к профессии не такое, как у более старшего поколения профессионалов сцены.
Большой педагогический опыт оказывает какое-то влияние, когда вы работаете с партнерами на сцене во время спектакля «Тщетная предосторожность»?
Педагогический… Да нет… Когда с Линой танцую, конечно, я. Если я вижу что-то, что хотелось бы ей пожелать, я все время желаю. Или когда прихожу на репетицию, я могу сделать свое пожелание сообразно своему статусу, моим партнерам. Ну, просто со временем я все меньше и меньше хочу это делать. Потому что для того, чтобы, правда, что-то исправить, ты должен жить в другом режиме.
Нынешние артисты живут при других обстоятельствах. Не потому, что они плохие или они их никак не хотят. У них абсолютно другая жизнь по подготовке. Аня знает — для меня любой завиток на сцене он важен. Я знаю, что он есть. Мне безразлично, видит ли его зритель или не видит. Он мне дает ощущение какой-то какой-то там радости. А нынешние артисты, они абсолютно спокойно, с одной прической выйдут в разных спектаклях, в разных ролях. Я никогда не выходил…
А почему так произошло? Это какое-то другое поколение? Они по-другому относятся?
Во-первых, все быстрее у них, они быстрее готовят спектакли, они не горят. Они ни о чем уже так сильно не мечтают и не ждут, как мы ждали. Как ждали наши предшественники, да. У них спектакли чаще, чем у нас. Вот, я вторую половину карьеры жил в этом режиме. Но я уже был очень состоявшимся артистом. Я просто доживал, так скажем.
А потом у них еще другой момент. У них примера перед глазами нет никакого. И у них никто не требует ничего. Вы поймите, плохо исполненный спектакль в моем поколении означал, что вы на сцену больше не выйдете никогда.