Российские власти ищут новый «русский путь» для высшего образования
29.05.2022, 18:04
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: © РИА Новости / Владимир Федоренко; 5-tv.ru
На фоне родительских нервов и детских надежд, прозвучали заявления о том, что необходима реформа высшего образования. Что изменится после отказа от «болонской системы»?
Для миллионов российских школьников началось самое ожидаемое время года — летние каникулы. Сигнал по традиции дали на последнем звонке.
Для 720 тысяч старшеклассников наступает наоборот, самая напряженная пора — время ЕГЭ, в четверг единый госэкзамен уже сдали те, кто выбрал для себя химию, литературу и географию.
Ну а дальше — непростая дорога абитуриента. Вот какие особенности приемной кампании в этом году. По особой квоте пойдут старшеклассники Донбасса. Без ЕГЭ, но с экзаменами либо собеседованиями.
Для детей силовиков — участников спецоперации на Украине резервируют 10% бюджетных мест. В общем конкурсе, как и в прошлом году, не будет «второй волны» зачислений. И забрать оригинал аттестата после зачисления не получится. Это все важно учитывать. Из бонусов этого года: общее число бюджетных мест увеличено почти до 600 000 тысяч. Дополнительные преимущества дает теперь любой значок ГТО, не только золотой.
И вот на этом фоне родительских нервов и детских надежд, прозвучали заявления о том, что необходима реформа высшего образования. Речь об отказе от действовавшей с 2009 года в России так называемой «Болонской системы». Это именно благодаря ей большинство студентов учатся не пять лет на «специалиста», как в Советском Союзе, а четыре года на бакалавра и еще два года на магистра.
Министр образования и науки заявил, что такая система, «Болонская», себя изжила. Его поддержал председатель союза ректоров.
Главная претензия — «Болонская система» в России не дает в нужном количестве грамотных специалистов с полноценным высшим образованием. Лишь один из пяти бакалавров становится магистром. Конечно, зачем учиться шесть лет, если можно четыре? Неслучайно бакалавров называют просто «умными школьниками».
Кроме того, «Болонья» не открыла для России толком ни Америки, ни Европы. Идея перехода на их систему предполагала, что наши бакалавры поедут в их магистратуры, а они к нам. На практике из России лишь 1,5% студентов доучивались за рубежом. Часто не возвращаясь домой. Да и то во времена, когда мы еще пытались строить единое культурное пространство от Лиссабона до Владивостока. А сейчас, ну а сейчас этот обмен и вовсе выглядит фантастикой из дней минувшего будущего. В общем, секретарь Совета Безопасности Николай Патрушев предложил вернуться к отечественной образовательной модели.
В Госдуме правда, разрабатывают свой, более компромиссный вариант реформы высшего образования, мы смогли с ним ознакомиться первыми. Поправок немного, но они существенные — ВУЗам предложено сделать пятилетние программы обучения — основными, а «Болонскую систему» четыре плюс два оставить, но «опцией».
«ЕГЭ он тоже воспринимается, как некая часть перехода к западному образованию. В связи с выходом из „болонского процесса“, ждать ли каких-то реформ в ЕГЭ? Может быть отказа от него?»
«ЕГЭ и „болонский процесс“ напрямую не связаны, но связаны косвенно по ориентации. То и другое, это некий момент такого либерального подхода. Я думаю, что реформа ЕГЭ рано или поздно неизбежна. В ближайшее время — нет. В этом году — точно нет. Это я в успокоение тем, кто в этом году мучался над подготовкой к ЕГЭ. Рособрнадзор не исключает, что вместо ЕГЭ появится портфолио, то есть учет всех учебных и внеучебных достижений ребенка. И по этим результатам будут приниматься решения о приеме в вузы. Вообще-то, мы ввели ЕГЭ в очень жестком варианте. В западных университетах берут не только по результатам тестирования, но и с учетом других достижений выпускника», — прокомментировал депутат ГД РФ, Олег Смолин.
Вот и реформа высшего образования может пройти по классическому русскому сценарию «от любви до ненависти», а может по третьему неожиданному пути — самые передовые мировые вузы все больше переходят на схему «два + два + два», когда первые два года студенты получают самые общие университетские знания, потом определяются с направлением, например — биология, и лишь в последние два года концентрируются на конкретной узкой специальности. Уже на следующей неделе в России начнутся совещания экспертов от образования — каким будет «русский путь» высшего образования.
Подчеркну — нововведения не коснутся абитуриентов этого года, они, как обычно, и ЕГЭ сдадут и выпускные проведут вживую, а не онлайн. Пока обстановка этому способствует.
Уровень заболеваемости «ковидом» находится на минимальных показателях за все два года пандемии. В общем, можно выдохнуть, по крайней мере до конца лета.