«Крысиные норы» в кромешной тьме: военкор «Известий» прогулялся по катакомбам «Азовстали»
29.05.2022, 19:30
Военкор «Известий» показал на видео маршруты передвижения по катакомбам «Азовстали»
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: www.globallookpress.com / Alexander Chernykh; 5-tv.ru
Масштаб занимаемой некогда националистами промышленной территории поражает. Даже сами «азовцы»* оставляли на стенах подсказки, чтобы не заблудиться.
Сейчас разминирование идет на территории комбината «Азовсталь». Сейчас, когда вся территория промышленного предприятия контролируется войсками союзников мы можем оценить размах укрепленный боевых позиций.
Вот план схема предприятия. На его территории был 41 цех и еще 80 других крупных зданий. Промзона была разбита на производственные участки. Заходили на завод, в марте и выходили из него в плен в мае «азовцы»* вот по этим двум дорогам неподалеку от заводуправления. Между 11 участком — это толстолистовой цех и 12 участком, на котором рельсобалочный, крупносортный и обжимной цеха. Здесь же, располагался один из узлов обороны.
Еще один крупный анклав — кислородно-конверторный цех, это 14-й производственный участок. Между ними серьезная сеть подземных коммуникаций, по которым обороняющиеся перемещались и даже выходили в город, например, последний «крысиный ход» нашли в 10-м секторе, тоннель скрывался под железнодорожной насыпью.
Наш корреспондент Роман Польшаков всю неделю изучал «Азовсталь» и смог внимательно пройти все подземные этажи и бункеры, где скрывались националисты.
Таких входов по всей территории «Азовстали» — десятки. Через них попадаем в широкие шахтные тоннели, которые как паутина связывают все бункеры завода.
«А что за провод?»
«Это они освещение тянули от генератора 220».
Здесь можно и пройти, и проехать. Десятки километров подземных ходов, которые все ниже, и ниже, на минус семь этажей, уходят под землю. Повсюду развилки. Заблудиться здесь можно даже с картой.
Вот такие подсказки, куда двигаться, вот так еще обозначение, в тоннелях оставляли для себя боевики, чтобы самими не запутаться в катакомбах. Вот, пожалуйста, в ту сторону — танк, в эту — сармат. Вот еще. Все исписано здесь в стрелках и крестиках.
Еще несколько сотен метров — и мы уже на бывшем, подземном блокпосту, «азовцев». Видимо планировали здесь обороняться при штурме, которого не случилось. Многое перед сдачей в плен нацисты сожгли. Но что-то осталось. Повсюду разбросаны, патроны, гранаты. Тут у них и генераторы. И топливо. И провизия. Огромные запасы воды, сотни бутылок — сложены в каждом углу. Их так много, что для них даже выделили отдельную комнату.
В само бомбоубежище пролезаем уже на корточках. Снова, первое, что встречаем, запасы воды и еды. Консервы, крупы и макароны. Это все отбирали у мирных жителей и грабили магазины, когда отступали к своему последнему убежищу.
Но перехваленные нерушимая стойкость и стальной боевой дух закончились гораздо раньше, чем ворованные макароны. Все до единого боевики выползли из-под земли. Хотя, еще не все места где они отсиживались — найдены.
«Лабиринтов действительно много. Казалось бы 2000 человек. Мы нашли несколько расположений только на своем секторе, ну, а там помещалась максимум сотня, а где остальные прятались еще предстоит узнать», — рассказывает мужчина с позывным «Араб».
Бункеры под каждым цехом и административным зданием. Их десятки. На самом деле непонятно какими тоннелями ходили, вышли рядом с большим цехом, до того места, где мы заходили в коммуникационные ходы, примерно километр.
Листопрокатный цех — самый большой на комбинате. В длину 1300 метров. Среди железных листов, находим гранату. Ловушку специально оставили после себя националисты. И на освобожденной территории завода таких десятки! Сапер сдергивают ее кошкой.
Внизу под цехом мы тоже находим катакомбы. Все под таким же слоем железобетона — это минус два этажа. Здесь они еще храбрились, обещали вот уже завтра отвоевать обратно Мариуполь, и нервно заявляли, что даже ВКС России их не достанут.
«А без авиации, то есть они бояться нашей авиации, да бояться нашей авиации».
Это уже минус пятый этаж. Здесь уже авиаударов возможно и не слышали. Идем вдоль кабельных линий. Где-то приходится пригнуться. Проходим по мостикам над коммуникациями. Сопровождающий показывает нам сгоревшее расположение еще одного подразделения боевиков.
«А вот их вооружение такие автоматы очень любили мальчики с „Азова“*. Обвесы поснимали, голые автоматы поставляли».
Тут они тоже оставили ловушки. Вот корпус от НЛОУ с тротилом на извлечении. А это уже шприц, при нажатии на который происходит взрыв. Все уничтожили накладным зарядом.
Но даже из этого бункера можно спуститься еще ниже. Но саперы там еще не работали, надо быть предельно осторожными.
«Когда были большие обстрелы они туда спускались да?»
«Да».
Эти тоннели ведут к доменному цеху на противоположном конце завода. Есть выходы на улицу. Сейчас покажем сколько занимает дорога от доменных печей до обычного КПП.
В итоге от цеха до проходной со скоростью примерно 15-20 километров в час, ехали 15 с небольшим минут. Пешком, в тоннелях, в полумраке — времени займет в три, а то и в пять раз больше. И все эти километры подземных тоннелей ходов, лазов и бункеров — два месяца были пристанищем националистов. Из которого в итоге их выдавили. Остатки завода, когда все закончится, сравняют с землей. И жители свободного Мариуполя сами решат что построить на этом месте.
* — запрещен в РФ.