Территория смерти: какие тайны хранит освобожденный от нацистов завод «Заря» в ЛНР
15.05.2022, 6:05
Корреспондент «Известий» рассказал о тайнах завода «Заря» в Рубежном
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: Станислав Красильников/ТАСС; 5-tv.ru
В зданиях огромного предприятия еще несколько дней назад отсиживались украинские боевики и наемники. Именно там они устраивали самые опасные провокации.
У союзнических войск России и республик, продвижение неумолимое, но не быстрое: северный Донбасс насыщен серьезными промышленными объектами, а район окружения — Северодонецк, Лисичанск, Рубежное — и вовсе называют «химический треугольник», потому что в окрестностях этих городов — около 30 химических предприятий. И любой непродуманный выстрел, или диверсии националистов могут обернуться катастрофой.
Так, во время боев за Рубежное неоднократно украинские военные подрывали цистерны с химикатами, в дни, когда ветер был в сторону наступавших. Этот ядовитый дым шел с территории завода «Заря», он производил тротил, аммонал и другие взрывчатые вещества для многочисленных шахт Донбасса. Корреспондент «Известий» Дмитрий Зименкин первым из журналистов попал на территорию освобожденной «Зари».
Промзона Рубежного — территория смерти и абсолютных разрушений. На улицах не единого целого здания, дороги усеяны минами и подбитой техникой. И вот, наконец, приветственная стелла «Зари», предприятия, где долгое время сидели украинские боевики и обстреливали Рубежное. Чтобы очистить от них промзону, ополченцам потребовалось два месяца. Наша съемочная группа заходит буквально по горячим следам.
«Над зданием проходной завода сейчас развиваются знамя Победы и флаг ЛНР. Это говорит о том, что отсюда выбили последних украинских боевиков. Рубежное окончательно свободно!» — заметил журналист.
Завод «Заря» — крупное химическое предприятие. Работало на Украинский оборонзаказ и производило взрывчатку. Огромные запасы тротила и кислот в случае подрыва грозили катастрофой не только Луганской Народной Республике, но также Харькову и части Белгородской области.
«Вот эта взрывчатка, которую мы вынесли и убрали от людей, пока в безопасное место», — рассказал военнослужащий Народной милиции ЛНР, позывной «Фокс».
Территория «Зари» многокилометровая, мы пробираемся вглубь. Следуем за командиром ополченцев туда, где находятся резервуары с химикатами. Но сбежавшие неонацисты знали, что мы туда придем, командир вовремя замечает ловушку и останавливает нас.
«Заминировано. Здесь они оставили мину, если будем проходить или техникой проезжать. Техника в любом случае на это наедет», — рассказал боец.
Осторожно идем к цистернам с химикатами. В прошлом месяце боевики совершили диверсию. Подбили один из резервуаров, чтобы кислотное облако накрыло Рубежное. Тогда жуткие кадры с багрово-розовыми клубами над городом обошли весь мир. Это случилось как раз неподалеку от того места, где нам пришлось остановиться.
«Двигаться дальше не стоит, сожжем обувь», — подчеркнул военный.
Но специфический запах кислоты даже в воздухе ощущается. Видим, как из цистерн кислота — азотная или серная — она проникает в грунт и через грунтовые воды попадает в Рубежное, в колодцы жителей. Экологические диверсии проводили люди, которые были на этой земле чужими. Им ведь здесь не жить. Хотя, как показала практика, им теперь вообще нигде не жить.
«Мы столкнулись с наемниками из Грузии. У них красные береты. У командира были звезды на берете. Мы их ликвидировали», — вспомнил боец.
Еще одно доказательство присутствия иностранных наемников мы обнаружили ранее на подъезде к промзоне. Рядом с разбитым бронемобилем видим такой вот шеврон. Совсем он не похож на украинский флаг, что говорит о том, что здесь воюют наемники. В данном случае из США.
Спускаемся в бункер. Здесь базировался штаб неонацистов, два взвода. Бежав, противник оставил тушенку, сало и медикаменты, планшеты, компьютеры и оружие иностранного производства. Гранатометы, бункерные снаряды.
Деньги, отличное оснащение и дорогостоящее оружие, которыми Запад снабжает украинские формирования, говорит ополченец, все это еще не является гарантией победы. А сила и успех за теми, кто сражается не за доллары, а за свою родную землю. Как доказательство — территория ЛНР, которая освобождена уже почти на 95%. А противник либо бежит, либо погибает. И иногда, по иронии судьбы, от тех же снарядов, которые им поставили их западные друзья.
Вот такая наглядная картина отступления украинских войск из промзоны «Зари». Подбитая БМП и броневик Казак, осталась форма «вооруженные силы Украины». Что интересно, подбили его натовским снарядом. Польского производства. Так что, как ополченцы обещали, что будут бить их своим же оружием, вот так оно и произошло.