Нациков взяли в три котла: корреспондент «Известий» показал бои за Мариуполь
10.04.2022, 4:58
Российские военные взяли оставшихся в Мариуполе националистов в три котла
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: ИЗВЕСТИЯ / Дмитрий Коротаев; 5-tv.ru
Одна из ключевых точек спецоперации практически полностью зачищена от украинских радикалов и боевиков. Совсем скоро город будет освобожден.
Одна из ключевых точек спецоперации — Мариуполь. Почти весь город уже полностью зачищен от нацформирований и остатков ВСУ. Войскам ДНР и российской армии удалось разбить единую линию обороны противника на котлы.
Один крупный — в Приморском районе, второй — в промзоне. Там порядка 3000-3500 националистов из «Азова»*. Позиции у них укрепленные, есть подземные туннели. Но промзона — не жилой сектор, можно применять самую мощную артиллерию. Атакующие подтянули минометы «Тюльпан». Их 240-миллиметровые снаряды пробивают практически любые укрепления.
В освобожденную часть города постепенно возвращается мирная жизнь, глава ДНР назначил мэром бывшего местного депутата. Прокиевский городской глава бежал еще в начале марта. Подробнее о событиях в Мариуполе расскажет корреспондент «Известий» Роман Польшаков.
Мы сейчас в паре сотне метров от завода Ильича, там идут ожесточенные бои за позиции. Вот многоэтажка, выдавили боевиков оттуда пару дней назад. Видно, что сейчас части дома нет. По словам местных жителей, там прятались около 15 боевиков. Выдавливали их оттуда несколько дней.
Националисты не только оборудовали здесь огневые точки, но еще и грабили мирных. Когда бандитов выбили, люди смогли выйти из окрестных подвалов и вернулись в свои квартиры в надежде забрать вещи, которые не успели взять когда «азовцы» гнали их на улицы.
«С квартиры забрали у меня все, даже приправы: перец и сахар. Кто забирал? Украина. Он на нее автомат наставил, и пошли. Ногами дверь открывали, все повытягивали», — рассказала жительница Мариуполя Оксана Сергиенко.
Найти многоэтажку в которой не сидели националисты, — практически не возможно. Поэтому одна из главных задач морпехов Черноморского флота — ювелирно отработать зачистку. Что это значит, нам рассказывает боец с позывным Дигань.
«Долго их из домов этих выдавливали. Надо же сделать как можно аккуратнее, чтобы ни мирные не пострадали, ни их инфраструктура», — рассказал военнослужащий.
Сейчас у освобожденных домов дежурят ополченцы ДНР. Полтора месяца назад отец и сын — Алексей и Даниил Баструковы — взяли в руки оружие. Один на время закрыл бизнес, другой прервал учебу — ради освобождения Донбасса.
«Война — всегда война, всегда тяжело. А как быть? Надо освобождать. И давно пора было это сделать. Ждали этого момента», — рассказал Алексей Баструков.
Они в первую очередь обороняют те позиции, которые удалось освободить. Но чаще выступают как справочное бюро и помогают местным: подсказывают, где информационные или эвакуационные пункты, где раздают гуманитарную помощь, где сейчас безопасно.
«Машина с передовой. На ней мы вывозим наших ребят. Вот эта сторона (правая — Прим. ред.) полностью посечена, неоднократно в нее прилетело», — рассказал военнослужащий.
Позывной этого бойца — Кипеш. Он жил в Мариуполе с детства. Когда в 2014-м Киев начал убивать своих же граждан, преследовать и бросать в застенки за малейшую критику новых властей, уехал в Донецк. А сейчас пришел освобождать родной город.
«Со слезами, естественно. Украинская власть убила наши дома, нашу инфраструктуру, я не знаю… Отстроим!» — уверен боец.
По домам, школам, больницам, церквям — танками, минометами. А здание театра, как нам рассказал один из выживших здесь, взорвали изнутри.
«Они положили взрывчатку и все подстроили» — убежден Эдуард Золотырев.
Уверяет: внутри было несколько сотен человек. И эту кровавую провокацию специально подстроили. Все понятно и страшно стало за день до этого, когда украинские военные увезли подальше свои семьи и знакомых, а всем остальным выйти не дали. Перед этим они же что-то осматривали в театре.
«Они поднимались на четвертый этаж, на четвертом этаже никто не ходил, там были двери закрыты. Нам сказали: не ходите, это самая опасная точка. Ходили в основном на первый/второй и третий слегка. Потом мне сказали, что на четвертом были два военных. Что они тут лазят и фотографируют купол» — рассказал Эдуард Золотырев.
Стена обвалилась. А тот самый купол и рухнул на сцену. Мы сейчас на одной из самых высоких точек в Мариуполе — в недостроенном храме, колокольне. В ту сторону — «Азовсталь». А вот там — порт. Он дымится, за него идут ожесточенные бои.
Отступать уже больше некуда, нацистских бандитов взяли в три котла. Двое из них — это крупные сталелитейные заводы. Первый — «Азовсталь», его окружили и с правого, и с левого берега Мариуполя. Штурмовые группы уже на подступе к проходной — метр за метром зачищают оставшиеся кварталы.
«Осталось метров 100. Тут есть дома, которые стоят перпендикулярно, прямо за ними. Засели маленькие группы — по пять, шесть человек, просто с минометами», — рассказал один из военнослужащих.
Второй котел — завод Ильича. Российские военные так же — уже за забором. Сейчас экипаж танка получил координаты от разведчиков и идет отрабатывать по позициям боевиков, которые засели на заводе.
Многие солдаты ВСУ, понимая свое отчаянное положение и преступность получаемых приказов, все-таки складывают оружие. Тем более, что многие командиры уже давно бежали. Вот так со своих позиций без сопротивления с поднятыми руками выходит целый батальон морской пехоты — 250 человек. Те, кто отказываются сложить оружие, — исключительно бойцы нацформирований.
В этом укрепрайоне сидели около 20 боевиков «Азова». Когда морпехи выбили их отсюда, те обозлились. Дыра позади — это попадание от танка. Бронебойный снаряд прошил пять стен насквозь и упал в подвал.
* — запрещен в РФ.