Около 400 шедевров из музеев России застряло на выставках за границей
30.03.2022, 18:22
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: www.globallookpress.com / Zamir Usmanov; 5-tv.ru
Французские и корейские власти заняли довольно странную позицию, что многим напомнило захват скифского золота.
Шедевры изобразительного искусства из России оказались в заложниках за рубежом. Девочка на шаре из коллекции Пушкинского музея и еще порядка четырехсот картин — зависли на выездных выставках в Париже и Сеуле.
Французские и корейские власти заняли довольно странную позицию. Кирилл Солодков об истории, которая сильно напоминает захват скифского золота.
Одним из первых досрочно вернуть картины с зарубежной выставки потребовал Екатеринбургский музей изобразительных искусств. В Южной Корее сейчас экспонируются сразу несколько произведений Василия Кандинского и Казимира Малевича из уральской коллекции. Однако на просьбу российских коллег в Сеуле ответили отказом.
Южнокорейская сторона уверяет, что полотна авангардистов отправят на Урал после 17 апреля, как и планировалось изначально. Но понятно, почему забеспокоились российские музеи. Ситуация в международных отношениях сейчас меняется едва ли не каждый день.
Собрание шедевров из коллекции Морозовых, в том числе бесценный портрет кисти Ренуара, должно было покинуть Париж еще в начале марта. Однако теперь, когда Запад сыплет санкциями, возвращение двухсот произведений из коллекций Эрмитажа, Третьяковки и Пушкинского музея находится под угрозой. Некоторые французские популисты и вовсе заговорили о возможном изъятии шедевров в пользу Украины. Кураторы французской выставки пока что ссылаются на проблемы с логистикой, ведь европейское небо для рейсов в Россию закрыто.
«Вопрос, как передать картины, пока чисто гипотетический. Мы не знаем, как будет развиваться ситуация, поэтому не можем подтвердить ни точную дату, ни то, каким способом будет осуществляться доставка картин в Россию», — заявил Руаян Лафэр, представитель галереи «Фонд Louis-Vuitton», которая является организатором выставки в Париже.
Традиционно выставки такого уровня защищены государственными гарантиями принимающей стороны. К слову, на открытии в Париже даже присутствовал президент Макрон. Но в последнее время принципы права европейцы научились перерисовывать в режиме реального времени.
«Эти произведения настолько ценны, что их трудно определить в каком-то финансовом выражении. Их стоимость определить невозможно, они абсолютно бесценны. Можно предположить, что речь идет о миллиардах долларов. Некоторые произведения мирового искусства — их стоимость вообще невозможно определить», — сказал Михаил Миндлин, искусствовед и директор музея имени Андрея Рублева.
«Девочка на шаре» Пикассо является визитной карточкой Пушкинского музея, «Портрет молодой женщины» кисти Тициана отправился на выставку за рубеж из Эрмитажа. Всего «в заложниках» в Европе остается около четырехсот шедевров из российских фондов. Специалисты по транспортировке произведений искусства с ужасом изучают дорожные карты Европы, там сплошь недружественные территории.
«Водители, которые едут на польских номерах, они, как правило, украинцы, они физически нападали на людей. Они могут кинуть камни на грузовики, они могут ножом проткнуть все колеса», — заявил Фредерик де Век, глава российского подразделения арт-логистической кампании.
Российские музеи ситуацию пока никак не комментируют и находятся в постоянном взаимодействии со своими зарубежными коллегами. Решением вопроса уже занимаются на правительственном уровне.
«Сегодня мы в постоянном контакте находимся с нашими французскими коллегами в связи с выставкой Морозовых в Фонде Louis Vouitton. Мы с ними находимся в постоянных контактах, работают все гарантии. Президент компании Louis Vouitton Арно разговаривал по поводу незыблемости этих гарантий даже с президентом Франции Макроном», — заявил Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству.
Несмотря на модную русофобию, выставки российского искусства по всему миру проходят с успехом и не будут прекращены досрочно. За это время стороны должны договориться о безопасном возвращении шедевров в России, чтобы лишний раз доказать тезис «искусство — вне политики».