Торговые сети наживаются на россиянах, прикрываясь «падением рубля»
29.03.2022, 22:31
Российские магазины выставляют наценки на товары без привязки к «падению рубля»
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: © РИА Новости / Владимир Астапкович
На фоне валютной переоценки в некоторых российских магазинах с ценами творится настоящая черная магия. Один и тот же товар может стоит в разных торговых точках в два и даже в три раза дороже.
Против крупнейшего российского производителя сахара возбуждено дело. Федеральная антимонопольная служба считает, что компания координировала продажи в магазинах, создавая дефицит и тем самым взвинчивая цены. Впрочем, подобными махинациями сейчас занялись на российском рынке с размахом — продукты и другие товары дорожают безосновательно. Прокуратура начала активные проверки.
Ценники сравнил корреспондент МИЦ «Известия» Кирилл Поляков. Подробности в репортаже.
Правило покупателя «чем больше магазин, тем товары там дешевле» больше не работает. В огромном гипермаркете, скажем, шампунь может оказаться дороже, чем в магазине шаговой доступности. Вот американский против перхоти стоит в небольшом супермаркете 399 рублей. А в другом — огромном торговом центре — такой же уже за 699 рублей.
В распоряжении нашего канала оказались документы с ценами, по которым одна из торговых сетей покупает товары у поставщиков. На обычных сушках наваривают 120%. На стиральном порошке почти 140. А на шоколадках — 229! Магазин покупает плитку по 27 рублей с копейками, а продает почти за 90. Только бизнес, ничего личного.
«220% наценки — это что-то безумное. Вот в магазинах есть оптовик, склад, производитель. Я гарантирую, что у производителя и у склада рентабельность значительно меньше. Магазин при наценке 220% просто злоупотребляет своим положением», — объясняет доктор экономических наук Леонид Холод.
На наш официальный запрос представители торговой сети ответили, что таких наценок в принципе не может быть. Максимум 50%. Последнее слово за проверяющими. Мониторингом цен сейчас занимаются чуть ли ни все надзорные ведомства.
Антимонопольщики возбудили дело против крупнейшего поставщика сахара. По версии службы, компания вмешивалась в работу торговых сетей с целью взвинтить цены.
«Ведомство выявило признаки нарушения антимонопольного законодательства, проанализировав сведения, полученные в ходе внеплановых антикартельных проверок. В случае установления вины компании грозит административный штраф», — сообщила начальник Управления общественных связей ФАС России Жанна Караганова.
И это в условиях повышенного спроса на этот продукт. Впрочем, в самой компании свое влияние на рынок отрицают.
«Мы — крупнейший производитель, но наша доля на рынке меньше 20%. Как поставщик может координировать действия сетей я слабо себе представляю даже технически», — говорит директор компании-производителя сахара Виктор Алексахин.
За динамикой цен в торговых сетях следит не только антимонопольная служба, но и прокуратура. Рейды проводят по всей стране. Мы отправились в один из них в подмосковном Красногорске. Сахар уже закончился. Помощник прокурора идет проверять склад.
«Сахар где?»
«Да нету сахара, забрали последний»
«Как же так-то?»
«Привозят каждый день»
В Челябинской области надзорным органам помогают общественники. Во время пандемии они набрались опыта, который сейчас пригодился. Проверяют не только наличие и цены, но и срок годности.
Продукты на складах есть — успокаивают ритейлеры. Просто товар быстро разбирают еще в утренние часы. Чтобы хватило всем, крупные торговые сети ввели ограничения. Скажем, килограмм сахара в одни руки. Либо еще одна схема — чем больше упаковок берешь, тем дороже выходит каждая из них.