Разговор немого с глухим: почему провалились переговоры Лаврова с Трасс
11.02.2022, 2:42
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: ТАСС / Пресс-служба МИД РФ; 5-tv.ru
Ситуация вокруг Украины и споры о расширении НАТО стали главными темами беседы между главами российского и британского МИД.
Ситуация вокруг Украины и споры о расширении НАТО стали темами переговоров министра иностранных дел России Сергея Лаврова с главой МИД Великобритании Лиз Трасс. Впрочем, далеко продвинуться, к сожалению, не удалось. Почему Сергей Лавров сначала рассчитывал на «беспрецедентную встречу», а получился «разговором немого с глухим», знает корреспондент МИЦ «Известия» Алексей Лазуренко.
В том, что британская дипломатия теряется в особняке российского МИД, нет ничего удивительного. С последней встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран прошло пять лет. Лиз Трасс за мгновение до появления перед телекамерами сама не могла оторвать восторженного взгляда от неоготики усадьбы Морозовых. Сергею Лаврову пришлось возвращать в ее в реальность.
«Нормализовать отношения можно исключительно через взаимоуважительный диалог. Идеологизированные подходы, ультиматумы, угрозы, нравоучения — это путь в никуда. К сожалению, наши западные коллеги увлеклись именно такой формой в своей публичной деятельности, дипломатией это назвать не могу», — заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.
Они, вроде бы, даже разговаривали на одном языке — Лавров отказался от перевода с английского. Но вместо конструктива услышал стандартный набор британских шаблонов.
«Реальность такова, что мы не можем игнорировать более ста тысяч российских солдат на границе с Украиной, а также попытки подорвать украинскую независимость и суверенность. НАТО четко выразил свою позицию, что любое вторжение на Украину будет иметь тяжелейшие последствия и обойдется огромной ценой», — отметила Трасс.
Дальше двери перед журналистами традиционно закрылись. Но позднее стало известно: диалог продолжился в том же ключе. В очередной раз услышав про войска на границе, Лавров иронично поинтересовался, признает ли Форин-офис суверенитет России над Ростовом и Воронежем? Трасс выпалила, что нет и никогда не признает. Так, с легкой руки британского министра, Россия лишилась суверенитета над своими территориями.
Потом Трасс призналась: не сразу поняла, что это российские, а не украинские земли. Хотя до этого гостья всячески пыталась демонстрировать свою заинтересованность в нашей культурной идентичности. Сразу после прилета надела меховую шапку и отправилась гулять по ночному Зарядью. Утром знакомилась с молодыми математиками в стенах МГУ. В это время ее босс общался с главой НАТО в Брюсселе. И снова сводил на нет все дипломатические усилия.
«Мы подготовили к развертыванию тысячу солдат в случае гуманитарного кризиса на восточных границах НАТО. Мы готовим военный ответ, экономические санкции, но при этом мы хотим диалога с Россией», — заявил премьер-министр Великобритании Борис Джонсон.
Столтенберг добавил, что НАТО рассматривает возможность размещения боевых групп в Черном море. А потом торжественно сообщил, что направил письмо Лаврову с предложением снова обсудить вопросы снижения напряженности.
Еще один сигнал украинская армия дает сейчас сразу на нескольких полигонах страны. Масштабные учения проходят под взором целого роя западных журналистов. На поле пока условного боя — американские джавелины, противотанковые ракеты из Британии. Обещают поднять в небо и турецкие беспилотники.
Украинская «Метель-2022», так на Украине назвали учения, — якобы ответ на «Союзную решимость» — давно анонсированную Москвой и Минском проверку боеготовности войск на западных границах. Пристроить свою озабоченность Киев решил и к испытаниям Черноморского флота, что стартовали сегодня. Под учения, согласно правилам, закрыли часть акватории. Украина тут же заявила, что это попытка перекрыть доступ к ее морским портам. Киев в этой истерии теряет инвестиции, но пытается подыгрывать Западу, который во имя мнимой угрозы даже отправил домой часть дипмиссии в Незалежной.
«Мы уже, кстати, задумались сами: может быть, именно англосаксы что-то готовят, если они эвакуируют своих сотрудников. Мы тоже посмотрели на их действия и, наверное, тоже посоветуем неосновному персоналу наших дипломатических учреждений на время уехать домой. Я не знаю, какие задумки у наших англосаксонских коллег», — подчеркнул Лавров.
И пусть переговоры продолжались в два раза дольше, чем планировалось, о задумках Британии понять так ничего и не удалось. Даже во время пресс-конференции. Журналисты спросили Лиз Трасс об утечке документов, согласно которым британское посольство в Москве финансировало российские НКО-иноагенты, чтобы подорвать влияние России на международной арене. Вместо того чтобы опровергнуть эти данные, Трасс пустилась в разговор о двусторонних связях.
«Наше посольство в Москве сейчас стремится к укреплению связей в таких областях, как наука, математика, культура, однако укрепление этих связей будет обусловлено улучшением в целом отношений между Россией и Великобританией», — сказала глава британского МИД.
Не смогла глава Форин-офиса объяснить, чем чеченские сепаратисты (так в Лондоне называли международных террористов, осевших в республике в 90-е) отличаются от сепаратистов Донбасса. И почему тех Великобритания поддерживала, а этих считает угрозой украинской государственности. Между добрыми отношениями Москвы и Лондона лежат и голословные обвинения в отравлении Скрипалей или Навального. Но Лиз Трасс не нашлась, что ответить и на это.
«Я, честно говоря, разочарован тем, что разговор немого с глухим у нас получается. Вроде слушаем, но не слышим, по крайней мере, наши подробнейшие разъяснения в общем-то упали на такую неподготовленную почву — это вот примерно так же, как говорят, что Россию ждет, когда замерзнет земля и станет как камень, чтобы танки спокойно прошли на украинскую территорию. Вот, мне кажется, почва сегодня была у наших британских коллег», — указал Лавров.
Завтра российско-британский диалог продолжится. В Москве встретятся министры обороны двух стран. Главное, чтобы Бел Уоллес оказался многим опытнее своей коллеги от дипломатии. Потому что повторение сегодняшнего провала уже на военном треке куда опаснее для безопасности планеты.