Детство с лидером КНДР и безупречная картинка: каким запомнят Сергея Соловьева

, 4:58

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Фото, видео: РИА Новости / Владимир Трефилов; 5-tv.ru

Создатель культовой «Ассы» скончался 13 декабря. При жизни он сумел создать пароль поколения и получить множество премий. Воспоминаниями о нем поделились Шакуров, Райхельгауз, Бугаев и другие.

Ушел из жизни Сергей Соловьев, режиссер, сценарист, настоящий автор — с большой буквы. В его картинах завораживает не только сюжет, но и атмосфера. В ней удивительно точно виден дух эпохи. Не важно, в каком жанре он снимал.

После пронзительной, очень нежной картины «Сто дней после детства», за которую получил и госпремию, и премию Ленинского комсомола, Соловьев снимает разрывающую все шаблоны «Ассу» — о сломе советского строя. Кстати, по одной из версий, «Асса» так и расшифровывается: Автор Соловьев Сергей Александрович.

Режиссер-новатор, хулиган, сумевший не слиться с толпой. Создание «Ассы» Сергей Соловьев называл восхитительным путешествием в совершенно неизвестном пространстве. Он так часто говорил про главенство случая. Именно Соловьев своим фильмом заставил всю страну подпевать Виктору Цою — «Перемен требуют наши сердца». И режиссер, даже не замышляя никакого манифеста, каждый раз, вспоминая легендарный фильм, это подчеркивал — сумел создать пароль поколения.

«Мне посчастливилось с ним провести крупнейшую культурную революцию в истории нашей страны, на съемках „Ассы“ он с радостью воспринимал наши предложения. По сути дела, произошла смычка в нашей работе двух поколений. С одной стороны — Говорухин с Соловьевым; с другой стороны — Цой, Курехин с Гребенщиковым и Новиковым», — рассказал художник, актер и музыкант Сергей Бугаев.

Название фильма «АССА» придумал посреди ночи Сергей Бугаев, обещая, что фильм будет культовым. Соловьев поверил, рискнул, почувствовал. А ведь за год до этого Сергея Соловьева мучил вопрос: почему фильм «Чужая белая и рябой», который даже отправляли на Оскар и который получил приз в Венеции, никто не смотрит. А на «Любовь и голуби» Владимира Меньшова очередь занимают с ночи.

«Он получал бесконечные премии, но он такая глыба сам по себе. Ну вот, как говорят, человек сам по себе театр, сам себе кинематограф. Он ведь неслучайно автор или соавтор многих сценариев. Неслучайно ему в голову приходила идея фильма, которая до него никому не приходила», — поделился режиссер Иосиф Райхельгауз.

Биография Сергея Соловьева — не хуже кино: родился на севере в 1944 году в городе Кемь. Из окна можно было увидеть Соловки. С севера перебрались в Корею. Там отец стал советником основателя КНДР Ким Ир Сена, а маленький Сережа Соловьев играл с Ким Чен Ином в песочнице.

Потом был Ленинград. Работал осветителем в театре с Львом Додиным. Но служить хотелось чему-то более масштабному. В 14 лет жизнь Сергея Соловьева определяет просмотр фильма «Летят журавли» Калатозова. Картина перекрыла все другие впечатления о жизни. Он понял, что никем не хочет быть, кроме как режиссером.

Чуть позже такое же магическое впечатление произведет картина «Дама с собачкой», которую Сергей Соловьев с первого раза по памяти воспроизводил покадрово. В 16 лет — поездка в Москву и еще один судьбоносный случай. О нем рассказывал нам прямо на ступеньках ВГИКа.

«Мои хождения по Москве, мои путешествия по Москве начались вот с этих ступенек, потому что я приехал сюда, когда поступать, я приехал на сам деле не поступать. Я приехал посмотреть, как поступать. С тем, чтобы меня обязательно выгнали. И я уже поумнев, через год, через два, через три, приехал, поступил. Ну вот так получилось странно, я судьбе благодарен за это», — вспоминал режиссер.

Сергей Соловьев, которому не было еще и 17, поступил на курс самого Михаила Ромма. И много лет спустя, вопреки словам своего учителя о том, что театр скоро умрет и останется только кино, Сергей Соловьев покоряет театр. Две его постановки в 90-е шли в Малом и на Таганке. И студентов учил ничего не бояться.

«Такие кадры Сережка готовил. Очень был интеллектуально одарен, знал литературу, любил Родину, отдал столько лет подрастающему поколению. И „Асса“, и все остальные картины — это становление человека в этом мире. Кажется, ты все это и раньше видел сто раз, но вдруг остолбенел», — рассказал актер Сергей Шакуров.

Сергея Соловьева называли молодежным режиссером — практически каждый фильм обращен к теме юности, внутренних поисков. Безупречно красивая картинка. О своей молодости он тоже рассуждал красиво.

«Ну, говорят, в молодости есть молодость. Нет, молодость бывает разная. И мрачная молодость, а это была счастливая молодость. Не от чего», — полагал мэтр.

А несколько лет назад Сергей Соловьев снова обращается к теме молодежного андерграунда. Только рассказывает уже о жизни хип-хопа. Фильм о кедах — это картина о мотивации в жизни. Ведь Сергей Соловьев знал как никто другой — в юности так важно ощущение первопроходца по белому свету. И для нескольких поколений сделать этот первый шаг, благодаря картинам настоящего мастера, было нестрашно.

Читайте нас в Google News


Новости партнеров