Революция в борьбе с мошенничеством: как россияне смогут вернуть украденные деньги

, 17:11

Как россияне смогут вернуть украденные мошенниками деньги

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Фото, видео: Depositphotos / OleGunnar; 5-tv.ru

В прошлом году у граждан РФ украли 66 миллиардов рублей. Центробанк решил исправить печальную статистику.

У жертв банковских мошенников появилась надежда. Центробанк готовит поправки в законодательство, которые позволят вернуть украденные со счетов деньги. На данный момент это всего лишь восемь процентов от похищенного. Сейчас в ЦБ размышляют о значительно больших суммах — вплоть до 80%.

В прошлом году у россиян украли 66 миллиардов рублей, почти миллиард долларов! Причем на удочку злоумышленников, в первую очередь, попадаются пожилые люди, для которых современные технологии, зачастую, дремучий лес. А их раздевают до нитки, причем без зазрения совести.

Как это будет работать? И к кому обращаться, чтобы вернуть свои деньги? Ответы на эти вопросы искал Алексей Полторанин.

Это сейчас услышав подозрительный звонок Владимир Воробьев из Калининграда прерывает разговор, но в тот день он покорно выполнял все инструкции мошенников.

«Деньги все пропали, мои накопления. Около трех с половиной миллионов перевел», — рассказывает пострадавший от рук мошенников Владимир Воробьев.

Александра из Москвы словно под действием гипноза фактически подарила злоумышленникам почти два миллиона рублей. Одну из операций — 500 тысяч рублей — финансовой организации удалось прервать.

«Деньги мне не возвращены. С помощью полиции мне не удалось возврат совершить», — говорит пострадавшая от рук мошенников Александра Шевцова.

По данным Центробанка, в первом квартале этого года мошенники похитили у клиентов два миллиарда 800 миллионов рублей, во втором квартале — уже три миллиарда, в третьем — на 200 миллионов больше. Причем банки вернули клиентам только около 8% похищенных средств.

Центральный банк решил исправить печальную статистику и разработал законопроект, который специалисты называют революцией в сфере защиты граждан от телефонного мошенничества.

Если финансовая организация обнаружит сомнительный перевод, то заморозит его на два дня, и на пять дней заблокирует счет злоумышленника. Банки обяжут и возвращать почти все деньги пострадавшим — около 80-90% от суммы ущерба, если кредитная компания слабо предотвращает хищения, и при условии, если обманутый клиент обратиться в банк в первый день. Дабы не работать в убыток по новым правилам финансовые организации, по словам экспертов, вероятнее всего, введут для клиентов обязательное страхование счетов и вкладов.

«Обязательность в данном случае позволит обеспечить главный принцип страхования — это большое количество участников. Вот в этом случае тарифы будут достаточно низкие», — говорит заведующий кафедрой «Финансовые рынки» Российского Экономического Университета имени Плеханова Константин Ордов.

На вооружении финансовых организаций стоит так называемая автоматическая система фрод-мониторинга — искусственный интеллект анализирует каждый перевод сравнивая его с портретом клиента и его типичными операциями: тип платежа, время перевода и сумма и если, например, транзакция окажется непривычной для вашего кошелька операция переводится в статус подозрительных.

«Банк связывается с клиентом, проводит идентификацию клиента и запрашивает подтверждение операции, и есть база мошенников Центробанка, и каждая операция обязательно проверяется по этой базе», — говорит управляющий офиса банка Олеся Шаталова.

Сами критерии, по которым не только автоматика, но и сотрудники обнаруживают странные транзакции, давно устарели и их необходимо менять, говорят эксперты.

Запутанный или необычный характер сделок или необоснованная поспешность в проведении операции. Весь год вы приобретали продукты в магазине и копили деньги на дорогой телефон, который вскоре купили. Кредитная организация может посчитать операцию нетипичной.

«Та инструкция, по которой работает кредитная организация, она утверждена в 12 году. Конечно к сожалению мошенники где-то на полшага впереди и граждан, и банковской среды, в связи с этим ситуация такие масштабы превзошла», — считает заместитель директора по учебной методической работе, преподаватель кафедры «Экономика и финансы» Санкт-Петербургского филиала Финансового Университета при Правительстве РФ Наталья Майер.

Александре из Москвы правоохранители помогли установить имена владельцев счетов, которым она частями перевела 500 тысяч рублей. Адвокат составила иск и теперь подает в суд не только на получателей, но и финансовую организацию. Не исключено, что мошенники были и среди сотрудников банка.

«Совет гражданам, которые попали в такую ситуацию - отслеживать, бороться, приходить к правоохранительным органам, общаться со следователем, требовать наложения ареста», — уверена адвокат Александры Шевцовой Ольга Халикова.

Бывший следователь следственного комитета Михаил Тимошатов, которому удавалось выводить на чистую воду телефонных мошенников говорит: шансы у клиентов есть только в том случае, если все произошло по вине финансовой организации.

«Когда клиент превышает лимит операций, и банк имеет степень виновности, должен вернуть деньг, так как не проконтролировал или операция показалась банку подозрительной, но он не проверил клиента, не перезвонил не заблокировал счет», — рассказывает адвокат Михаил Тимошатов.

Сейчас банки не обязаны возвращать деньги, если клиент стал жертвой телефонному мошенничеству. Ведь согласно закону перевод, который совершает человек, делает добровольно и сам отвечает, как за персональные данные, так и за денежные средства. При оформлении банковских карт вы расписываетесь в договоре, что не будете сообщать номер карты и ее трехзначный код. Поэтому главная защита от мошенников — не совершать операции по инструкции и всегда быть бдительными потому как ответственность за свои личные сбережения только в руках самого клиента.

Читайте нас в Google News


Новости партнеров