Народный музей «Дороги жизни» в Ленобласти разрушается на глазах
10.11.2021, 15:49
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: СК РФ; 5-tv.ru
Реконструкция памятника истории началась только после того, как на проблему в рамках уголовного дела обратил внимание лично глава СКР Александр Бастрыкин.
В плачевном состоянии сейчас находится народный музей «Дорога жизни». В любой момент здание может обрушиться. Капитальный ремонт там вообще никогда не проводили. Глава Следственного комитета России возобновил уголовное дело о разрушении музея. И, как выяснил Кирилл Сергеев, к реконструкции приступят уже на этой неделе.
Гнилые стены деревянного домика, облезшая краска и плесень — назвать ветхое здание музеем, даже закрыв глаза, не получится. Запах сырости и одиночества настигает везде. В таком виде, пожалуй, старейший музей Дороги жизни существует вот уже 30 лет.
Капитального ремонта это здание 1937 года постройки не видело вообще никогда. Фундамент рассыпается под собственным весом. А значит, сложиться, как карточный домик, в любой момент рискует и сам музей.
Во время войны в этом помещении находился командный пункт ледовой дороги. Отсюда в Блокаду регулировали все движение по Ладоге: координировали потоки машин на узкой колее, принимали грузы, отправляли людей за пределы осадного кольца. Как вышло, что историческое здание вдруг превратилось в труху, теперь попытаются выяснить в Следственном комитете. Уже во второй раз. По личному поручению Александра Бастрыкина.
«Председатель Следственного комитета поручил руководству СУ СК по Ленобласти тщательным образом продолжить расследование уголовного дел, установить обстоятельства возможной утраты экспонатов, которые были собраны усилиями граждан и представить доклад с обоснованиями прекращений уголовного дела», — заявила официальный представитель СК РФ Светлана Петренко.
В небрежном обращении с памятником подозревают владельцев здания — местное общество охотников и рыболовов. Первое обвинение в прошлом году предъявили как раз его председателю.
«Неужели у вас руки растут из другого места, чтобы дырку заделать? Ветер гуляет».
Год назад те же щели под кровлей видела и наша съемочная группа. С тех пор в помещениях не изменилось ровным счетом ничего. Сами охотники и рыбаки, правда, свою вину решительно отрицают. Говорят, за музеем следили, не жалея сил.
«Заборы ремонтировали. Все нашими руками», — говорит член Всеволожского общества охотников и рыболовов Иван Зуевич.
Наследие этих ремонтов теперь в руках местных властей. Здание музея передали на баланс комитета по культуре Ленинградской области еще в конце 2020 года, а теперь остатки экспонатов решили вывезти на временное хранение. Часть из них, по версии следствия, вполне могла быть утрачена давным-давно. И это тоже предстоит проверить.
«Копии фото, диорамы, карты. Все, что делали своими руками люди, которые участвовали в защите Дороги жизни. В этом основная ценность», — завил руководитель музейно-мемориального комплекса «Дорога жизни» Юрий Щеглов.
По какому-то странному стечению обстоятельств возобновление расследования по уголовному делу совпало с внезапным началом реконструкции народного музея. Областные чиновники заявили, что уже на этой неделе в здании начнут менять перекрытия и облицовку. Затем — перейдут к оформлению выставок. После реконструкции, как и предлагали общественники, здание станет частью большой музейной сети. Посвященной Блокаде и Дороге жизни.
«Это сохранение той народной экспозиции, которую создали ветераны Дороги жизни в том же помещении. И на новых площадях, которые раньше не входили в музей и принадлежали общества рыбаков и охотников, развернем новую экспозицию», — заявил зампредседателя правительства Ленобласти Владимир Цой.
Работы по реконструкции залов планируют закончить как раз к 9 мая. А вот почему их начали только после того, как на проблему в очередной раз указал Александр Бастрыкин, видимо стоит выяснять не столько следователям, сколько властям Ленинградской области, если раньше этим не заинтересуются власти федеральные.