Небесный «Фехтовальщик»: самые яркие инциденты с Су-24 за последние годы
27.08.2021, 17:55 Лана Шевченко
Фото: globallookpress.com / MOD Russia
Решение о создании одного из лучших фронтовых бомбардировщиков в мире было принято еще советское время. Ключевое преимущество — способность маневрировать на малых и сверхмалых высотах.
Су-24 — один из лучших фронтовых бомбардировщиков в мире. На Западе его прозвали «Фехтовальщик». Поступившее на вооружение в середине 70-х годов XX века детище ОКБ Сухого имеет ключевое преимущество — способность маневрировать на малых и сверхмалых высотах, поддерживая при этом сверхзвуковую скорость.
В настоящее время эти боевые машины оснащены комплексом «Гефест», который обеспечивает высокую точность поражения даже свободнопадающими боеприпасами. Эксперты называют этот самолет недорогой и эффективной боевой платформой в составе ВКС России.
Страх и ужас эсминца Donald Cook
8 ноября 2014 года эсминец ВС США Donald Cook находился в Черном море, когда рядом с ним пролетел истребитель Су-24, на борту которого не было ракет, а лишь система радиолокационной борьбы. В результате этого пролета корабль был полностью деморализован, а техника вышла из строя. Краснеть и объясняться на весь мир пришлось Госдепу.
А во время учений с Польшей в Балтийском море в 2016 году еще несколько Су-24 и вертолет К-27 настолько близко пролетели над Donald Cook, что впавшие в панику американские военные написали в своих рапортах, что увольняются.
Теперь каждое появление американского корабля в пределах российских границ вызывает множество мемов и шуток у пользователей сети.
К слову, в 2019 году аналогичные маневры бомбардировщик Су-24 повторил испанским авианосцем, который принимал участие в учениях НАТО в акватории Балтийского моря. Видео пролета на большой и малой высоте активно обсуждалось в сети. Иностранные пользователи Twitter решили что российский истребитель, промчавшийся над кораблем Испании «просто предупреждал», проявив «русскую вежливость».
Су-24 регулярно вызывает волнение у НАТО. Так, в июле 2018 года самолеты ВВС Великобритании по тревоге были подняты с военной базы в Румынии после получения сообщения о пролете российских бомбардировщиков в акватории Черного моря.
Небо для героев
Трагическая гибель летчика Воздушно-космических сил РФ Олега Пешкова потрясла страну 24 ноября 2015 года. В тот день российский бомбардировщик Су-24, выполнявший миссию в Сирии, был сбит истребителем турецких ВВС F-16. «Ударом в спину России» назвал этот инцидент Владимир Путин.
Тогда катапультировавшегося командира экипажа Олега Пешкова террористы расстреляли в небе, а штурмана Константина Мурахтина удалось спасти бойцам российских и сирийских спецподразделений. Однако в ходе спасательной операции погиб еще один российский военнослужащий — морской пехотинец Александр Позынич. Сегодня на основе тех событий снимается военная драма «Небо».
В то же время Су-24 остается грозой террористов в Сирии. Он продолжает нести службу, находясь под прицелом врага. Так в феврале 2020 года Су-24 пытались дважды сбить в небе над сирийской провинцией Идлиб. Авторы Telegram-канала «Военный осведомитель» проанализировали несколько роликов, снятых на месте событий. На кадрах они увидели турецкий бронеавтомобиль серии Kirpi с боевым модулем и системой радиоэлектронного подавления. Также были сняты люди в форме турецких военных, стреляющие из переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК).
Аварии Су-24
Фронтовой бомбардировщик считается достаточно сложной в пилотировании машиной. Только при проведении летных испытаний было потеряно 14 самолетов. С 1989 года всего произошло чуть более трех десятков крушений.
Предпоследняя в октябре 2017 года. Самолет при разгоне выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и разрушился. Пилоты не успели катапультироваться. Трагедия произошла на авиабазе Хмеймим. В Минобороны тогда пояснили, что причиной могла стать техническая неисправность. Фронтовой бомбардировщик Су-24 отправлялся на выполнение боевой задачи в Дэйр-Эз-Зор, где сирийская армия при поддержке ВКС России проводила операцию по захвату крупного форпоста ИГИЛ* в районе Медина. Террористы оказывали ожесточенное сопротивление. К ним ежедневно перебрасывались свежие подкрепления со стороны Ирака. По этим группировкам наша авиация наносила в тот период до 150-ти воздушных ударов в сутки.
А последнее крушение произошло сегодня в Пермском крае. Су-24 направлялся на плановый ремонт и был без боекомплекта. Машина рухнула в лесополосе после взлета. Пилоты успели катапультироваться.
* — запрещена в РФ.