Пробившая лед: путь легендарной подлодки К-3 от создания до последнего пристанища

, 13:51

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Фото, видео: ТАСС / Федосеев Лев, 5-tv.ru

Поржавевшая К-3 уже не может путешествовать в одиночку. Первая атомная подводная лодка давно лишилась своего сердца — атомного реактора.

В Мурманской области сейчас готовится к отплытию первая советская атомная подлодка К-3. Уже в ближайшие часы она должна отправиться в Кронштадт. Там начнется ее новая жизнь. Ленинский комсомол станет ключевым экспонатом будущего Музея военно-морской славы.

Героическую историю третьей в мире атомной подлодки знает Сергей Хайдаров.

Поржавевшая К-3 уже не может путешествовать в одиночку. Первая атомная подводная лодка давно лишилась своего сердца — атомного реактора. В судоремонтный завод Снежногорска ее бережно провожают сразу четыре буксира.

К-3 «Ленинский комсомол» в отличие от своего американского конкурента «Наутилуса» имела более обтекаемую форму и была самой быстрой под водой, а сверхпрочная сталь позволяла погружаться на немыслимую тогда глубину — 300 метров. Благодаря атомному реактору подлодка могла не всплывать до двух месяцев.

«Это как родная посудина, как родной дом для моряка. День и ночь погружаешься и во всяких там переделках. Мы и тонули и по нам стреляли американцы», — рассказывает капитан I ранга в отставке, служил на подводной лодке К-3 Юрий Михайлов.

Американцы глаз не спускали с советского атомохода. Но успехам «Ленинского комсомола» это не помешало. Наша подводная лодка прошла под льдами толщиной 30 метров до Северного полюса, и через полынью пробилась на поверхность. Советские моряки первыми установили там флаг.

«Прошли полюс. Все здоровы. Все работает Мы всплыли так, что и корма, и нос оказались прямо у кромок льда. Все люди вышли на лед», — вспоминает Герой Советского Союза, контр-адмирал, командир первой советской атомной подводной лодки Лев Жильцов.

В историю первая атомная субмарина войдет, в том числе из-за подводной трагедии. В 1967-м пожар в двух отсеках судна и задымление в третьем унесли жизни 39-ти моряков. Подлодка смогла подняться на поверхность, что спасло тех, кто не погиб при пожаре. Подводники отказались от сменного экипажа и, рискуя жизнью, смогли дотянуть до базы на поврежденной лодке. Ее восстановили, модернизировали и списали только через 20 лет.

«Ее вывели из состава, но задел был получен. В последствии начали строиться серийные подводные лодки с реакторами», — рассказывает первый командир атомного подводного крейсера «Северодвинск» Игорь Горелов.

С судьбой первенца атомного флота долго не могли определиться. Сначала К-3 ржавела в Северодвинске, ее вообще хотели распилить. Только спустя десятилетия она получила вторую жизнь. Судоремонтики сняли с подлодки все лишнее, чтобы она поместилась в плавучий док.

«Первая атомная подводная лодка впервые была поставлена в транспортный док. Вот эта операция действительно уникальная была, ее проводили военные моряки. За что им отдельное большое человеческое спасибо!» — благодарит заместитель директора судоремонтного завода «Нерпа» центра судоремонта «Звездочка» Аркадий Оганян.

В этом доке подводная лодка К-3 стоит на поддоне, который построили специально для того чтобы он ее удерживал. Военные моряки называют этот поддон — постель. Ну а сверху подводную лодку накрыли вот таким одеялом из защитной пленки.

Путь ветерану подводного флота предстоит неблизкий — по Баренцеву и Белому морям вокруг Кольского полуострова, а затем по Беломоро-Балтийскому каналу и Неве — в Кронштадт.

Ленинский комсомол доставят в конечный пункт через 10-15 дней. Многое зависит от погоды. В своем новом доме подводная лодка превратится в музей. И сама станет главным экспонатом самой большой военно-морской экспозиции страны.

Читайте нас в Google News


Новости партнеров