Почему в Петербурге не удается запустить водный транспорт, как в Венеции
10.08.2021, 6:55
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: ТАСС / Ковалев Петр; 5-tv.ru
В Северной столице запустили экскурсионный речной трамвайчик с кольцевым маршрутом по центру. Есть опасения, что его ждет участь аквабусов.
В Петербурге запустили новый вид транспорта — полуобщественный и полутуристический. Внешне — это экскурсионный речной трамвайчик с кольцевым маршрутом по центру.
Но путешествие с остановками. Можно за 100 рублей проехать лишь один отрезок, например, с одного берега на другой. Корреспондент МИЦ «Известия» Артур Ломидзе пытался определить: это все-таки транспорт для горожан или для гостей Северной столицы.
Вот качается на волнах очередная попытка создать в Петербурге движение рейсового водного транспорта. Маршрут кольцевой, объединяет в себе шесть городских причалов и основные достопримечательности центра города. Главное отличие от привычных туристических линий — система HOP-ON HOP-OFF. То есть поднялся, где удобно, и сошел так же. Всего десять минут, и вот в голове уже звучит: «Уважаемые петербуржцы и гости города, следующая станция — Петропавловская крепость».
От станции до станции — 100 рублей. Полный круг — уже 700! Цена явно выше, чем можно ожидать от общественного транспорта, а именно так позиционировали эту линию перед запуском. После того как цифры прозвучали — слово «общественный» исчезло из лексикона чиновников.
«Общественным транспортом мы привыкли считать транспорт, который субсидируются государством, цены регулируются Комитетом по тарифам, и действуют все льготы. Здесь цены устанавливаются перевозчиком», — рассказала Александра Пахмутская директор, СПб ГКУ «Агентство внешнего транспорта».
Но чиновники подчеркивают: транспортная функция у маршрута тоже есть — он пресекает Неву несколько раз, позволяя объехать пробки на набережной и заторы на мостах. Но даже инициатор создания этой линии не очень верит в водный трамвайчик как альтернативу наземному транспорту.
«Здесь большое есть „но“. И это „но“ касается погоды: дождь, ветер — это не очень комфортно для людей. Только они привыкают за пять месяцев, и тут же такая возможность исчезает», — посетовал президент ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга Владимир Родионов.
В Петербурге уже пытались создать действительно общественный водный транспорт. Аквабус должен был доставлять жителей окраин в центр и обратно. В 2009-м водное такси перевозило 20 тысяч человек в год, к 2013-му — уже 400 тысяч. Билет стоил 100 рублей, остальное субсидировал перевозчику город. Проект провалился.
«Проблема этого транспорта в том, что пытались городских цен держаться. Но себестоимость обслуживания водного транспорта настолько выше, что не получилось. На дальние станции не заходили в плохую погоду, была плохая наполняемость», — объяснил Иван Макеев директор судоходной компании.
Еще одной проблемой стали туристы, которые придумали как с помощью общественного транспорта в разгар сезона за копейки любоваться открыточными видами города. Людям, которые спешили на работу, было просто не попасть на борт.
В отличие от Северной Венеции в Венеции настоящей сумели соблюсти баланс между туризмом и интересами местного населения. Вот только вапорето — водные маршрутки — и там считаются самым дорогим общественным транспортом в стране.
«Семь с половиной евро — для туриста; для местных — месячный абонемент. 37 евро и можете кататься, сколько угодно», — рассказала гид Вероника Караева.
В Северной Венеции поездка дороже на 50 рублей. Но дешевле невозможно, утверждают петербургские судовладельцы. Но вот Новосибирск: здесь тоже запустили пробный аквабус. За счет субсидии из местного бюджета поездка обходится всего в 90 рублей.
По земле в час пик дорога может занять и полтора часа, по воде же всего 25 минут. Маршрут в Петербурге будет работать два тестовых месяца. Возможно, за это время что-то изменится, появятся проездные, снизится цена для горожан, или маршрут будет выстроен так, что будет удобен жителям Северной столицы, а не только туристам.