Халатность и желание нажиться: может ли взрыв АЗС как в Новосибирске повториться в другом городе РФ?
20.06.2021, 6:34
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: Depositphotos / icholakov01; 5-tv.ru
Эксперты говорят, сегодня в стране насчитывается около пяти тысяч заправок подобных новосибирской, а количество нелегальных среди них может исчисляться сотнями.
На этой неделе все мы стали свидетелями страшного взрыва в Новосибирске. На воздух взлетела газозаправочная станция. Только каким-то чудом никто не погиб, но сорок человек получили ранения. Когда к делу приступили следователи выяснилось, что собственник, закрывал глаза на технику безопасности, а еще занизил класс заправки, что позволяло ему избегать плановых проверок. И ничего кроме прибыли, по словам сотрудников, его не интересовало.
Как говорят эксперты сегодня в России насчитывается около пяти тысяч заправок подобных новосибирской, а количество нелегальных среди них может исчисляться сотнями. А еще появились мобильные заправки, и тоже не вполне законно. По большему счету — это мины замедленного действия. Но дешевое топливо и доступность делают свое дело. Корреспондент МИЦ «Известия» Артур Ломидзе о том, насколько коварны такие станции и чем может закончиться для автолюбителей желание сэкономить. Подробности в репортаже.
Огромный огненный гриб поднимается над Новосибирском. А всего за несколько минут до этого десятки камер были направлены на клубящийся черный дым. Вспышка, и город сотрясло взрывом.
Первые языки пламени. Совсем небольшие. Идет стандартная перекачка топлива. Сначала загорается машина, и тут же вспыхивает практически вся заправка. Ударная волна, отбрасывает многотонную цистерну с топливом на сотни метров, прямиком в другую АЗС.
«Из этого огненного гриба летит цистерна, летит прямо в нас. Мы сидим с женой в машине. Вот эта стела, которая обвалилась, она нас спасла», — вспоминает очевидец Владимир Суровцев.
Второго взрыва не произошло чудом. А жертв, рассказывает работник ближайшего и теперь уничтоженного автосервиса, могло быть меньше, если бы не тяга людей к красивым кадрам на телефоне. От первых всполохов до взрыва прошло пять минут. Он с коллегами сперва пытался спасти автомобили потом понял, что спасать надо людей. В результате сам получил ожоги.
«Мы стали уходить с территории, попутно выгоняя зевак потому, что на этот пожар собралось огромное количество зевак, которые подходили вблизи заходили к нам на территорию и таким образом пострадали», — рассказывает сотрудник автосервиса Алексей Филиппов
Специалисты изучили видео последнего привоза топлива. Цистерна даже не была заземлена, это грубейшее и не единственное нарушение.
«Он должен был что? Прийти, подсоединить машину к заземляющему устройству, которое обязано быть на заправочном пункте», — руководитель проектов систем безопасности Сергей Победоносцев.
Да и была ли в комплексе эта система определить по искореженному металлу уже невозможно. Как выяснилось владельцы в документах указали, что на станции всего одна емкость с горючим.
«Еще прозвучало по меньшей мере, три или четыре взрыва. Это все содержимое, что находилось, видимо на газовой заправке», — рассказывает очевидец Дмитрий Романов
Сколько их было на самом деле, судя по всему знал весь город. Но не местный Ростехнадзор. При регистрации предприниматели специально занизили класс опасности. За счет этого избегали плановых проверок. Малый бизнес сейчас освобожден от чрезмерного контроля. И этой лазейкой охотно пользуются.
«Размещают заправки на территориях предприятий промзон. Эти станции никем не контролируются, никем не учтены», — считает президент некоммерческого партнерства «нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмен.
В прошлом году их даже попытались найти и пересчитать. Рейды прошли в четырех областях России, и выявили около десятка таких объектов. А по всей стране их несколько сотен. Но точное количество не назовет никто. Такие точки должны выявлять полиция и прокуратура, поэтому преступники стараются надолго не задерживаться в одном месте, да и вопросы к ним появляются и у клиентов. Ведь смесь из их бочек очень быстро убьет даже самый неприхотливый двигатель. Потому что производят это топливо тоже нелегально.
«Это так называемые самовары мини НПЗ, они в изрядном количестве находятся по уральскому хребту», — говорит экономист Никита Кричевский.
Экономят и на системах безопасности, и на обучении сотрудников. Объяснил ли вообще кто-нибудь заправщику в Новосибирске, как он должен работать? На этот вопрос, он ответить пока не может, так как находится в коме. Владельца бизнеса и главного инженера задержали, первый отправился под стражу, второй — под домашний арест.
«Кисель, исполняя должность инженера, не выполнял функции надзора по технике безопасности», — говорит адвокат Александр Козин.
Получается за безопасность не отвечал никто, а проверяющие органы не приходили. Результат предсказуемый — 41 человек пострадал, 27 были доставлены в больницу. Пятеро до сих пор в реанимации.
«Некуда бежать было, воздух горел, земля горела, к земле прижало и опалило все», — вспоминает пострадавший Михаил Попков.
И такие «серые» заправки взрываются каждый год. В 2020-м сразу три АЗС взлетели на воздух.
Это Волгоград. В огне пострадали 13 человек, среди них четверо пожарных. В Краснодарском крае — пострадавших шестеро.
И тем же летом на заправке в Челябинске взорвалась легковушка. Ее владелец получил сильный ожог лица. Первый месяц после ЧП Андрей Барышников мог разговаривать, только пряча ожоги под платком и кепкой, — солнечный свет вызывал нестерпимую боль.
И тем же летом на заправке в Челябинске взорвалась легковушка. Ее владелец получил сильный ожог лица. Первый месяц после ЧП Андрей Барышников мог разговаривать, только пряча ожоги под платком и кепкой, — солнечный свет вызывал нестерпимую боль.
«Произошел взрыв, хлопок и отбросило меня пламенем», — рассказывает пострадавший Андрей Барышников.
Мужчине можно сказать повезло — взорвался заправочный автомат. А не целый комплекс. Вот только его владельцы до самого суда были уверены, они никакой ответственности нести не должны.
Эти люди подчинили себе огонь. В их руках стихия совершено покорна. Секрет — долгие годы тренировок и беспрекословное соблюдение техники безопасности. Мы покрыты специальной антигорючей жидкостью. И находимся на полигоне, где не сможем никому навредить. А теперь посмотрим, как ведет себя огонь, когда выходит из-под контроля.
В канистре всего два литра бензина. А теперь представьте, что емкость в 500 раз больше стоит под вашими окнами. Откуда? Привезут современные бизнесмены.
Заказываем 35 литров! Без всяких вопросов даже не вспоминая о том, что заправки не могут находиться вблизи домов и общественных мест нам привозят товар прямо на парковку перед торговым центром.
«Скажите, а почему такой дешевый бензин?» — спрашивает корреспондент.
«Ну не совсем дешевый, ну на два рубля дешевле, чем на заправке», — отвечает продавец.
Заливать это в свой бак не даю — машину жалко. А прошу слова подкрепить документами. Реакция не удивительная.
«Документов нет, я так понимаю?» — продолжает корреспондент.
«У меня есть!» — уверяет продавец.
«Так покажите. Это же звучит странно. Все есть, но я вам не покажу!» — настаивает корреспондент.
А удивительно то, что за исключением качества товара никаких нарушений закона возможно и нет.
«Никаких норм к этому каблучку не предъявляется если он везет канистру, но, когда они размещают еврокубик до 1000 литров, вот тогда уже все требования по перевозке опасных грузов должны применяться», — объясняет президент некоммерческого партнерства «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олег Ашихмин.
А значит де-юре эти передвижные бомбы могут абсолютно бесконтрольно и незаметно перемещаться по городу. Стоять в потоке машин и возле жилых домов.
«Есть своя какая-то база где они разливают. Есть условно десять автомобилей и десять человек, которые ездят и заправляют граждан», — разъясняет автоэксперт Святослав Данилов.
И когда взорвется такой автомобиль или та самая тайная база по разливу горючего вопрос времени, как и в Новосибирске. Ни ответственности, ни проверок, только прибыль. Петербургские общественники пообещали нам пристальней присмотреться к этому новому виду потенциально опасного бизнеса.
Знают ли чиновники о таких тайных мобильных заправках? Кроме правовых дыр благодатной почвой для стихийных АЗС стал и повышенный спрос среди водителей, но стоит помнить, сэкономив пару сотен рублей, можно заплатить собственным здоровьем и даже жизнью.