Море пахнет спиртом: почему на побережье Каспия десятками находят мертвых тюленей?
19.05.2021, 8:42
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: ТАСС / Sina Schuldt; 5-tv.ru
В эти минуты в Дербент съезжаются экологи со всего Дагестана. Причина — загадочная и массовая гибель краснокнижных морских животных.
Экологи со всего Дагестана сейчас съезжаются в Дербент, чтобы расследовать загадочную гибель краснокнижных тюленей. Только за последние дни на побережье Каспийского моря нашли десятки мертвых животных.
По одной из версий, виной всему вредные сбросы крупных предприятий. Корреспондент МИЦ «Известия» Мурад Магомедов надел костюм химзащиты и нашел возможные источники отравы.
Судя по размерам, это молодые особи — им год, два, а живут они до 40 лет. Погибших детенышей находят много. И это трагедия, ведь Каспийский тюлень занесен в Красную книгу.
Недалеко от Дербента экологи нашли погибших тюленей. Вот один, в 50 метрах — второй, дальше — третий и четвертый. Их выбросило на берег пару дней назад.
«Тюлень достаточно упитанный, жировой слой имеется, нельзя сказать, что он погиб от голода. Шкура имеется, обычно если тюлень без шкуры, значит он попал в браконьерские сети», — говорит Джабраил Камбулатов, специалист-эксперт Каспийского природоохранного центра.
Все чаще краснокнижные нерпы погибают в воде, и их выбрасывает на берег. Экологи чуть ли не каждый день находят туши.
«На данный момент порядка 150 особей нами было обнаружено по всему побережью», — отмечает Тимур Самудов, ведущий специалист-эксперт Каспийского природоохранного центра.
По одной из версий, эти тюлени могли отравиться совсем недавно. Недалеко отсюда Дербентский винно-коньячный комбинат сбросил в море свои производственные отходы. Это горячая ярко-красная жидкость с едким запахом спирта. Администрация города обратилась во все надзорные органы и добилась судебного разбирательства.
«Они были отключены от городских сетей, канализационных сетей, были попытки несанкционированно подключиться снова, мы стараемся мониторить ситуацию, пресекаем», — подчеркнул замглавы администрации Дербента Мурад Абаев.
В ближайшие два года в Дербенте планируют построить и запустить очистные сооружения. А пока, как и прежде, без обработки все сбрасывается в Каспий. Сегодня 100% канализационных вод Дербента стекает в море без очистки. Где-то трубы вывели на полтора километра вглубь моря, а где-то так и текут зловонные реки. Это отрава для Каспийского моря.
Причем сливы эти, что называется, с душком. Пахнет вином, спиртом и гнилью. Возможно, и здесь сливает свои отходы один из городских винных заводов. Туристы приезжают к морю, но не купаются. Лишь ходят по берегу и удивляются.
«Мы каждый день гуляем и на своем пути мы встречаем три подобных речки, и один водопад, и это очень портит впечатление», — призналась туристка Наталья Шаталова.
Каспийский тюлень обитает только в этом море и больше нигде в мире. Если и дальше нерпы будут погибать сотнями, вымирающий вид, возможно вовсе исчезнет. Необходимо остановить загрязнение моря. Крупнейший город региона — Махачкала — лидер по объемам сброса отходов.
Каспийский природоохранный центр составляет карту незаконных сливов в море. Уже обнаружили более сотни таких источников загрязнения, от которых страдает вся экосистема Каспия.
«В первую очередь отравляется рыба, которой питается тюлень, от этого тюлень может болеть и гибнуть, мы находили тюленей, в тканях которого находили следы тяжелых металлов», — рассказал директор Каспийского природоохранного центра Заур Гапизов.
Что именно погубило каспийских нерп, сейчас выясняют в лабораториях. Отобранный биоматериал уже исследуют ученые. Следственный комитет и прокуратура тоже начали свои проверки по факту массовой гибели краснокнижных.
«Проверка проводится с привлечением специалистов контрольных и надзорных органов в области охраны окружающей среды. Ситуация по факту гибели краснокнижных тюленей находится на контроле Генеральной прокуратуры РФ», — сообщил Шамиль Насимов, и. о. заместителя Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора.
Очистные сооружения в Махачкале не могут достроить более 30 лет. Каждый год чиновники обещают: вот-вот возведем и запустим. Тем временем Каспийское море превращается в выгребную яму, с тушами погибших редких животных на побережье.