Самая большая братская могила в море: как Таллинский переход стал трагедией русского флота?

, 10:09

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Фото, видео: Depositphotos / agiampiccolo; 5-tv.ru

Дайверы обследовали четыре судна, затонувших в Финском заливе. На них погибли от 2,5 до 3,5 тысячи человек.

В Финском заливе началось масштабное подводное исследование. Экспедиция РГО выдвинулась на место одной из самых массовых братских могил на море. Операция Таллинский переход в самом начале Великой Отечественной стала одновременно и крупнейшей катастрофой в истории русского флота, и спасительным маневром.

180 миль до Ленинграда смогли пройти не все. С живым свидетелем тех событий встретился корреспондент МИЦ «Известия» Егор Ильченко.

Десятидневная экспедиция завершается в кронштадтском причале. В разведывательно-водолазной команде признаются — задача выполнена. Правда, чувства от находки смешанные.

«Сегодня можно сказать, что мы обнаружили четыре братские могилы Таллиннского перехода общей численностью примерно от двух с половиной до трех тысяч человек», — рассказал Константин Богданов, руководитель российской разведывательно-водолазной команды.

Четыре затонувших транспорта возле острова Мощный — суда из первого конвоя знаменитого Таллиннского перехода. Одно из них — транспорт «Калпакс». По словам поисковиков, на его борту погибло больше всего людей — почти полторы тысячи бойцов Красной армии, многие из которых были ранены.

Эвакуация «Таллиннский прорыв» стала одной из крупнейших трагедий русского флота. Из 225 судов и кораблей Балтийского флота, уходивших из Таллина, до Кронштадта дошли 163. Ровно 62 корабля ушли на дно, подорвавшись на минах и в результате авианалета.

В конце августа 1941-го из осажденного Таллина спешно эвакуировали около 40 тысяч советских граждан. Из них 15 тысяч так и не увидели кронштадтского причала. Дайвер Михаил Иванов рассказывает, что на затонувшем транспорте до сих пор видны свидетельства неравного боя защитников конвоя с фашистской авиацией.

«Увидели останки красноармейца с винтовкой, который до последнего хоть из чего-то пытался отстреливаться от немецких самолетов», — сообщил водолаз.

На одном из потопленных судов в тот страшный август находился и 100-летний ветеран Великой Отечественной Василий Джуржа. Он — один из немногих, кого спасли из воды. Капитаны судов и командиры боевых кораблей имели четкий приказ — идти в Кронштадт, не отвлекаясь на спасение утопающих и не считаясь с потерями. Поэтому Таллинский переход еще называют прорывом.

То, что творилось на борту гибнущего корабля, полного беззащитных людей, Василий Джуржа не может забыть до сих пор.

«Были минуты, когда можно было попрощаться с жизнью. Но желание победить дало волю и энергию для того, чтобы спастись», — признается ветеран.

Некоторые историки называют маршрут, по которому корабли шли из Таллина в Кронштадт, самой большой братской могилой в море! Теперь в планах — создать 3D-модели найденных кораблей. У каждого из них будет список с именами погибших — так родственники смогут узнать, где покоятся их предки.

Читайте нас в Google News


Новости партнеров