Новые проекты и формы: как культурная жизнь в России выходит из пандемии?

, 7:39

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Фото, видео: www.globallookpress.com / Zamir Usmanov; 5-tv.ru

Кто-то из актеров, музыкантов и юмористов временно сменил деятельность, а кто-то ушел в онлайн.

Пандемия коронавируса круто изменила нашу жизнь, всем было нелегко, и особенно уязвимыми стали в прошлом году деятели культуры. Закрытые театры, остановленные съемки, парализованная концертная деятельность.

Да, государство поддерживало, как могло. Но и сами артисты, музыканты, режиссеры, музейные работники находили удивительные и невероятные идеи и решения. Культурная жизнь в стране не остановилась. Приобрела новые формы и воплощения.

А еще многие не стали жаловаться. Оставшись без сцены и зрителей, они отложили в сторону дирижерские палочки, музыкальные инструменты и пошли разносить продукты пенсионерам на самоизоляции.

В этот четверг, 25 марта, мы отметили День культуры. С праздником всех представителей творческих профессий лично поздравил президент. Присоединяемся к поздравлениям и мы. Как культурная жизнь страны выходит из пандемии, и кто сделал нашу жизнь в это непростое время чуточку добрее расскажет корреспондент МИЦ «Известия» Марина Кравцова.

Онлайн-проект, рожденный в пандемию — «Сказки на дому» — известные российские актеры, когда сидели без работы на изоляции, читали для детей. Просто так. И не ожидали, что станут теленянями — настоящими помощниками для мам на карантине.

«Сколько в директ приходило сообщений. Что ребята, боже мой, как вы помогаете. Потому что я вот ставлю экран перед своим малышом, и он залипает на сказки», — рассказал заслуженный артист РФ Анатолий Белый.

Просто онлайн-спектаклей и читок пьес русскому человеку-искусства мало — режиссер МХТ Михаил Рахлин уговорил актеров чеховских «Трех сестер» сыграть в формате виртуальной реальности — не выходя из дома, они начитывали роли на смартфон, потом их объединили в одном онлайн-пространстве. Сложно передать эффект через телеэкран — этой картинкой можно управлять, поворачивая на 360 градусов. Совершенно новый формат для классического искусства — будущее онлайн-театра.

В Александринке актеры сдавали настоящий экзамен — играть премьеру спектакля на сцене для камеры при абсолютно пустом зале, не чувствуя энергии, не видя глаз зрителей — настоящее испытание.

«Нам надо окультуривать интернет. У нас нет культуры в интернет-пространстве. А с другой стороны, контент цифровой должен обогащаться за счет не только показов хороших образцов спектаклей. Но и за счет того, чтобы делать оригинальные проекты именно для интернет-пространства» — размышляет народный артист РФ, художественный руководитель Национального драматического театра России Валерий Фокин.

Найти лучший ракурс, придумать спецэффекты, выставить свет — умения, которые до профессионализма за этот год отточили хранители музеев.

Во время карантина, когда все было закрыто, в Царском селе показали то, что скрыто: провели уникальную онлайн-экскурсию по фондам, рассказали о шедеврах и об экспонатах, которые обычно посетители не замечают. Зрителями и слушателями онлайн-проектов стали 23 миллиона человек. В музее ждут, что все они теперь приедут и воочию посмотреть на увиденное в сети.

Такой звенящей и одновременно пугающей тишины в залах Екатерининского дворца не было с военных времен. 161 день без посетителей — здесь считали буквально каждый час одиночества.

Культура — одна из наиболее пострадавших от пандемии сфер, но даже в таких суровых реалиях творческие люди нашли в себе вдохновение поддержать других. О том, как это важно говорил Владимир Путин на пока еще видеоконференции с работниками культуры.

«Такая верность призванию, высокой творческой миссии — это действительно, как в таких случаях говорят, настоящее подвижничество. В сложное время ваш труд, его результаты стали духовной опорой для миллионов людей»,

Россия — первая в Европе, где театр вернулся после пандемии к полноценной жизни. В обеих столицах залы уже можно заполнять на 75%, а в некоторых регионах разрешили и полные залы. Уже на гастролях один из лауреатов президентской премии для молодых деятелей культуры.

«Фантастической палитрой жестов он будто лепит и одухотворяет музыку одновременно», — писала о тогда еще 20-летнем дирижере Димитрасе Ботинисе итальянская газета.

Сегодня в свои 34 года Димитрас один из лучших дирижеров страны. Уверен — своей энергией заряжает не только музыкантов, но и слушателей — своих ровесников.

«Очень много молодых талантливых ребят, и хочется верить, что тем самым мы будем привлекать и молодую публику в концертные залы», — говорит дирижер, лауреат премии президента РФ для молодых деятелей культуры 2020 года Димитрис Ботинис.

Ария на балконе для соседей в разгаре карантина. Проект «опера на улице» Михаил Павлов придумал еще до пандемии, когда это еще не было мейнстримом — ну а в 2020-м пел и у себя во дворе и на улицах культурной столицы России. До пандемии работал во Флоренции. И сейчас именно родной Петербург дал ему возможность работать для публики. Здесь новые проекты, пока в Италии все зарыто.

«Искусство и музыка в такие сложные времена людям нужны еще больше. Уже очень многие театры на западе отменяют концерты и выступления уже и на 21 год, и это, конечно, очень страшно. С другой стороны — в России все начинает оживать», — рассказал оперный певец Михаил Павлов.

Елена Воробей сценический костюм сменила на красную куртку волонтера акции «Мы вместе». Говорит, когда приносила продукты под дверь, пенсионеры думали, что это розыгрыш и искали камеру. Но все было по-настоящему и от души.

«Кто-то нашел себя и не вернулся на обычные театральные подмостки, обрел новую аудиторию, кто-то продолжает давать уроки онлайн. С учетом этой наработанной мускулатуры мы просто пойдем в будущее», — уверена заслуженная артистка РФ Елена Воробей.

И, например, сотрудники царского села уже ушли в будущее и остановиться не могут — в соцсетях открывают подкасты, делают рубрики.

«Такой теплый отклик от жительницы Канады, которая написала о том, что когда весь этот ужас закончится, когда откроют границы, то первое, что она сделает — это купит билет на самолет, прилетит в Петербург, чтобы пройти по парадным залам Екатерининского дворца и увидеть эту красоту», — вспоминает начальник отдела по связям с общественностью музея-заповедника «Царское село» Ирина Начарова.

Вынужденное одиночество сумели обернуть на пользу — активно вели реставрацию, и уже в конце весны обещают открыть 15 комнат в Александровском дворце и Леонский зал, который пока строго засекречен, но обещают — своей роскошью и богатством оформления он затмит янтарную комнату. Сейчас в музеях экскурсии идут без перерывов, а билеты в театры раскупают на месяцы вперед. Все надеются, что времена карантина остались в прошлом, но глядя назад хореографы, актеры и хранители музеев могут уверенно сказать «искусство оказалось сильнее».

Читайте нас в Google News


Новости партнеров