Налог для блогеров: как на инициативу отреагировали интернет-звезды и эксперты?
11.03.2021, 1:22
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: depositphotos / EdZbarzhyvetsky; 5-tv.ru
В правительстве предложили обязать иностранные социальные сети выплачивать налог за рекламу российских блогеров.
Специальный налог собираются ввести для героев интернета, которые все чаще попадают в скандалы. Что взять в бюджет с блогеров, которые зарабатывают на миллионных просмотрах, разобрался корреспондент МИЦ «Известия» Виталий Ханин. Подробности в репортаже.
Новая статья доходов в бюджет смотрит на нас с каждого экрана. В Минцифры обратили внимание на доходы блогеров, которые уже достаточно выросли, чтобы стать налоговыми резидентами.
Это раньше блогерам было достаточно мобильного телефона, чтобы выложить в интернет видео, которое посмотрят такие же энтузиасты. Теперь сетевые звезды предпочитают профессиональную телевизионную технику и свиту из юристов и финансистов. По разным оценкам, через эту сферу проходят от сотен миллионов до миллиардов. И часть этих денег все еще остается в серой зоне.
Речь идет о тех надоедливых рекламах, которые регулярно всплывают в тексте или посреди интересного ролика. Соцсети получают за это прибыль и часть перечисляют создателям видео. Обычно платят за просмотр. Вот только компании в этой сфере в основном американские, финансовую документацию в России не ведут, так что и налоговую службу не ставят в известность о том, сколько заработал очередной известный в интернет кругах герой. Вот Антон Логвинов, давно понял, что налоги — это не в игрушки играть, но так и не нашел способа — как официально провести доходы от YouTube.
«Площадка-то не русская. И что, двойное налогообложение должно быть? Или как они этот вопрос собираются решать? У нас и так из того, что мы зарабатываем — солидный кусок — это налоги», — говорит блогер.
Необходимо упомянуть, что большую часть своих доходов блогеры все-таки проводят легально, если речь идет об интегрированной рекламе. Это когда блогер прямо в тексте или ролике указывает — что продукт, о котором он говорит — очень хороший, мол, рекомендую покупать. В отличие от махновщины нулевых, в 2021-м крупные компании о таких упоминаниях своей продукции готовы договариваться только открыто. В итоге тикторше Марии Томо, например, пришлось завести ИП.
На фоне интеграций — деньги от самих соцсетей получаются смешные. Для самих блогеров. Многие интернет-звезды предлагают вообще их не упоминать. И даже в менеджерских агентствах забывают, что вообще-то речь идет о средней московской зарплате за год.
«15-18 роликов с просмотрами 700-800, хотя есть ролики, которые набирали по полтора-два миллиона, такой аккаунт заработал чуть больше двадцати тысяч долларов. Это очень маленькая сумма», — говорит директор smm-компании Артур Ротарь.
Но от нее около 200 тысяч рублей налогов в год. Строго говоря, блогеры обязаны самостоятельно указывать даже эти якобы ничтожные, но такие нужные государству доходы в декларациях. Это мало кто делает.
Вот и предложили в правительстве договориться с соцсетями, чтобы те сразу отдавали честно заработанные — в честно уменьшенном объеме, как раз на 13%. И сетевые звезды смогут спать спокойно.
Пока что у российских чиновников отношения с американскими IT-гигантами не складываются. Например, Twitter упорно игнорирует Роскомнадзор, из-за чего с 10 марта даже принудительно замедлился на территории нашей страны. Впрочем, возможно, как раз привычные деньги и станут тем языком, который сможет наконец стать общим — и 13% просмотра окажутся началом сотрудничества.