Правительство вводит постоянный мониторинг цен на потребительские товары и услуги
10.03.2021, 2:08
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: depositphotos / stokkete; 5-tv.ru
Если их стоимость товаров и услуг будет значительно опережать инфляцию — ведомство-куратор должно, во-первых, это отследить, во-вторых — принять меры для сдерживания роста цен.
Российское правительство вводит постоянный мониторинг цен на значимые товары и услуги. Анализ рынка поможет выявить и даже предупредить существенное подорожание. Отреагировать на него должны будут профильные ведомства. Корреспондент МИЦ «Известия» Кирилл Поляков выяснил, как будут регулировать цифры на ценниках. Подробности в репортаже.
У каждого министерства теперь свои цены. В Белом доме объявили о постоянном мониторинге рынка товаров и услуг. Если их стоимость будет значительно опережать инфляцию — ведомство-куратор должно, во-первых, это отследить, во-вторых — принять меры для сдерживания роста цен.
Собирать данные о динамике цен будут в Минэкономразвития, Росстате и ФАС. За каждым министерством закрепят конкретные группы товаров. Например, Минсельхоз контролирует продукты питания и табачные изделия. Минпромторг — потребительские товары, включая бытовую технику, мебель, компьютеры и телефоны. Минздрав — лекарства, медицинские изделия, санаторно-оздоровительные услуги. Минэнерго — бензин и дизтопливо. Делается это, чтобы не повторилась ситуация декабря прошлого года. Тогда сильно подорожали сахар и растительное масло.
Но речь о возвращении к плановой экономике не идет. Существуют и рыночные механизмы сдерживания цен. На тот же подсолнечник сейчас введены экспортные пошлины, чтобы продавать за рубеж было невыгодно.
Впрочем, рост цен может быть и спекулятивным. За создание искусственного ажиотажа в магазинах предложили ввести уголовную ответственность.
В Госдуме хотят дополнить статью уголовного кодекса о манипулировании рынком. В ней может появиться ответственность за публичное распространение заведомо ложной общественно значимой информации. Если говорить проще, то за спекуляции на продуктовом рынке предлагают штрафовать и даже сажать в тюрьму.
Штраф для физических лиц — от двухсот до пятисот тысяч рублей или лишение свободы до трех лет. Для юридических лиц — от пятисот до восьмисот тысяч рублей.
Автор законодательной инициативы считает, что ажиотаж, зачастую, создают намеренно, — вбрасывают в сеть заведомую ложь о дефиците или грядущем росте цен — чтобы нажиться на покупателях.
Идею парламентария участники рынка восприняли неоднозначно. С одной стороны, спекулировать на социально значимых продуктах — плохо. С другой, непонятно кто и как будет отслеживать и выявлять такие информационные атаки.
Антимонопольщики преград не видят и законопроект поддерживают. У службы есть даже конкретные примеры. Во время пандемии она фиксировала нарушения на рынке и лекарств, и медизделий и продуктов питания.
Самая эпатажная история — дефицит корня имбиря. Который смели с полок после информации о его якобы чудодейственном эффекте в борьбе с коронавирусом. Некоторые ритейлеры взвинтили цены в десять раз.
Но тогда неясно, как быть с прогнозами. Если какой-нибудь эксперт говорит о неудачном урожае — это стремление создать продовольственный дефицит или статистика? Еще сложнее доказать, что рост цен начался именно из-за конкретного высказывания, а не по другим причинам. И если инициативу примут, не появится ли у конкурентов еще один механизм борьбы друг с другом?