«Современник» навсегда! Переживет ли новое потрясение легендарный театр
15.12.2020, 17:54 Василий Заика
Фото: ТАСС / Созинов Виталий
В Москве простились с Валентином Гафтом. Говорят, что с его смертью окончательно ушла эпоха театра, ставшего когда-то революционным.
Московский театр «Современник» был образован в 1956 году на волне начавшейся «оттепели» группой молодых актеров. Выпускники Школы-студии МХАТ Олег Ефремов, Игорь Кваша, Олег Табаков, Евгений Евстигнеев, Галина Волчек и другие создали творческое объединение, целью которого было развеять застарелость и косность в сценическом искусстве. В то время большинство столичных театров, взяв когда-то за основу систему Станиславского, двигались, что называется, «по накатанной». Единомышленники, намеревавшиеся изложить свежее видение, называли происходящее в театральном мире Москвы не иначе как «мертвечиной».
Актерам удалось сотворить уникальный ансамбль, который опирался на психологизм постановок и раскрывал неизведанные ранее уголки душ своих героев. Уже искушенный на тот момент зритель сразу потянулся к этим персонажам, которые были настоящими современниками, не понаслышке знакомыми с суровыми реалиями. Завсегдатаями театра станут представители мыслящей интеллигенции и прогрессивного молодого поколения. Костяк репертуара составляли пьесы модерновых авторов. Художественным руководителем был назначен Олег Ефремов.
«Современник» при Олеге Ефремове
Даже самые «зубастые» критики восприняли первые шаги нового коллектива крайне тепло. После показа спектакля «Вечно живые» по произведению Виктора Розова имена большинства актеров стали известны широким массам за пределами Москвы.
Художественный руководитель Олег Ефремов настаивал, чтобы каждый член труппы принимал непосредственное участие в режиссуре постановок. Результат не заставил себя долго ждать — спектакли «Голый король», «На дне», «В день свадьбы», «Пять вечеров», «Двое на качелях» и другие собирали полные залы благодарных зрителей.
Впоследствии политическая, общественная и культурная «оттепели» сменились «заморозками». 1970-е годы стали для театра «Современник» началом череды испытаний. «Закручивание гаек» и бдительное око цензуры, которая вычленяла из постановок проявления вольномыслия, увенчалась расколом в труппе. В результате Олег Ефремов и значительная часть актеров, стоявших у истоков, перешла на службу во МХАТ. Кадровый и творческий голод внушил любителям искусства и критикам уверенность, что «Современник» долго не протянет.
«Современник» при Галине Волчек
Спустя два года, труппа выбрала нового худрука, которым стала Галина Волчек. Благодаря ее назначению ситуацию в театре стала меняться в лучшую сторону, а коллектив пополнился яркими талантами. На сцене начали блистать Валентин Гафт, Авангард Леонтьев, Марина Неелова и Лия Ахеджакова. С обновленным «Современником» стали сотрудничать драматурги Чингиз Айтматов, Василий Шукшин, Алла Соколова, Александр Вампилов и другие. Одна из основополагающих особенностей театра заключалась в умении актуализировать классику мировой сцены. Труппа Галины Волчек не делила драматургию на «нашу» и «не нашу». В итоге творческому конгломерату единомышленников удалось добиться признания в России и за рубежом, включая США.
26 декабря 2019 года Галина Волчек скончалась на 87-году жизни в результате продолжительной болезни. Спустя почти полгода — в июле 2020-го театральная общественность была взбудоражена скандальным выступлением на собрании труппы Сергея Гармаша. Актер заявил об уходе и обвинил нового режиссера Виктора Рыжакова в «череде чудовищных и безнравственных поступков». Многие коллеги народного артиста РФ тогда назвали происходящее фейком. Несмотря на это, актерам не понравилось, что новый худрук был назначен сверху без обсуждения кандидатуры с коллективом. О приходе в театр Виктора Рыжакова труппа знала уже на прощании с Галиной Волчек.
«Современник» сегодня
Фотогалерея
Режиссер в ходе собрания заявил, что в его планах музыкальные и детские спектакли, а также современная драматургия и новые авторы. На тот момент Михаил Ефремов уже учинил «пьяное» ДТП со смертельным исходом и находился под арестом — он был занят в трех спектаклях. Покинувший труппу Сергей Гармаш играл в пяти постановках. По мнению некоторых актеров, в очередной раз в «Современнике» сложилась «аховая» ситуация. Тогда перед началом очередного сезона из репертуара выпало порядка десяти спектаклей.
Когда 12 декабря стало известно о безвременной кончине народного артиста РСФСР Валентина Гафта, худрук «Школы современной пьесы» Иосиф Райхельгауз на своей странице в Facebook отметил, что не видит смысла в дальнейшем существовании театра без плеяды «гениев XX века». Режиссер подчеркнул, что продолжение давних традиций легендарного и исторического «Современника» потеряло актуальность.
«Длинный ряд создавших его людей, близких по возрасту, по учебе, по духу, начал уходить ровно с наступлением XXI столетия: Ефремов, Евстигнеев, Кваша, Лаврова, Иванова, Толмачева, Табаков, Волчек… И вот — Гафт. Все», — написал Иосиф Райхельгауз.
Тем временем руководство театра разработало концептуальную основу развития на ближайшее будущее. Согласно идее, коллектив намерен двигаться вперед через призму возвращения к истокам и переосмысление художественного опыта «Современника». В очередном 65-м сезоне зритель, благодаря новым звучанию, направлению поиска, искренности и визуальным кодам, продолжит идти в ногу «со временем» с помощью полюбившихся звезд — Аленой Бабенко, Никитой Ефремовым, Чулпан Хаматовой, Владиславом Ветровым и другими.
Ранее 5-tv.ru сообщал, что театр «Современник» закроют навсегда после смерти Гафта.