Минздрав закрепил запрет на услуги суррогатных матерей для одиноких мужчин
20.10.2020, 22:59 Валентин Черников
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: depositphotos
Одинокие женщины, не имеющие способности зачать ребенка, тоже лишены права прибегать к суррогатному материнству.
Новый приказ Минздрава закрепил порядок предоставления россиянам права на использование вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Принятый в 2011 году закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» фактически ограничил доступ для применения ВРТ одиноким мужчинам — их не включили в перечень лиц, которым разрешено оказание такого вида услуг, как суррогатное материнство. Новый документ тоже не дал представителям сильного пола такой возможности. Об этом в интервью 5-tv.ru рассказала адвокат Ольга Зиновьева.
«Запрет на доступ ВРТ-услуг был недостаточно явно выражен. Новый приказ повторил формулировку закона о доступе граждан к этим услугам. Одиноких мужчин там нет, как и не было», — подтвердила юрист.
При этом нормативный акт конкретизировал другие важные положения в сфере суррогатного материнства. Так, приказ допустил для состоящих в браке мужчин и женщин частичное использование донорского материала. Это значит, что супруги при заключении договора с суррогатной матерью могут использовать сперму либо ооцит, то есть яйцеклетку, третьего человека.
Любопытно, что этот пункт противоречит формулировке закона, который называет стороной договора о суррогатном материнстве родителей, «чьи половые клетки использовались для оплодотворения». Вынашивание суррогатной матерью «полукровок» супружеской пары не допускалось, но и не запрещалось напрямую. Теперь этот формальный запрет снят, что развязывает руки специалистам российских клиник репродукции.
Другое важное изменение коснулось одиноких женщин, не имеющих возможности для зачатия. Отныне они потеряли возможность пользоваться услугами суррогатных матерей в сочетании с донорскими ооцитами.
«Одинокие женщины фактически лишились права на доступ к технологиям с использованием полностью донорского эмбриона. Это должен быть собственный ооцит. То есть генетическая связь между одинокой женщиной и ребенком от суррогатной матери должна быть обеспечена», — уточнила Зиновьева.
Прежде в донорских программах допускалось использование как донорской спермы, так и донорской яйцеклетки для случаев, когда у желающей завести ребенка женщины не нашлось полового партнера. По словам адвоката, прежде такие программы приводили к коллизиям в судебной практике и трактовались следственными органами как торговля людьми. Новый приказ Минздрава может устранить эту правовую неопределенность.
Ранее 5-tv.ru писал, что смерть суррогатного младенца в Петербурге подтвердили в аппарате детского омбудсмена.