День работников рекламы празднуют 23 октября

Яна Вахрушева

Фото: Kinopoisk.ru

Профессиональный праздник отвечают труженики пиара, рекламы и маркетинга России.

Именно работники этой креативной сферы решают сегодня, что вы захотите завтра. Они способны управлять вашими желаниям и потребностями. Они создают рекламу — двигатель торговли. В Россию эта профессия пришла сравнительно недавно, а праздник отмечается с 1994-го. Хотя в СССР реклама имела место быть, но не так массово, как в наши дни.

«Если хочешь быть здоровым»: Телевизионная реклама в СССР

Первый рекламный ролик советские зрители увидели в 1964-м, когда по телевидению рекламировали кукурузу. Поющий повар рассказывал о пользе продукта, который подпевал ему в ответ и мечтал «попасть в меню».

Рекламное видео было создано по инициативе Министерства торговли СССР. Судя по всему, в те годы нужно было пропагандировать употребление кукурузы среди населения. Ролик решили снять в виде мюзикла и привлекли для создания музыкального композитора. Но больше всего публику поразили танцующие и поющие початки кукурузы.

Позже за эксперименты в сфере советской рекламы взялся Никита Михалков и снял «Шоколад» в 1972-м, который крутили перед фильмами в кинотеатрах. Молодому режиссеру заказали рекламу воздушного шоколада. Через год появилась эротическая кинореклама нижнего белья, а в 1975-м предлагали кулоны «Знаки Зодиака» под музыку Владимира Высоцкого. В период Перестройки в телевидение начала просачиваться реклама западного образца. Первым, кто осмелился пустить подобные ролики в свой эфир, стала «Первая программа Центрального телевидения» в 1988-м.

Новая эра рекламы после распада СССР

После распада СССР и появления рыночной экономики, реклама начала набирать обороты и бурно развивалась до 1995-го. Появились первые специализирующиеся на рекламе телеканалы, агентства и продюсерские центры. Иностранных компаний в России становилось все больше, и они хотели, чтобы о них узнал потенциальный российский потребитель. Рекламная арена России 90-х — это невспаханное поле как со стороны рекламодателей, так и исполнителей. Многомиллионные бюджеты обескураживали рекламщиков, а креатива было хоть отбавляй. Период хорошо отражен в книге Виктора Пелевина «Generation P».

Специальность «Реклама» была внесена в реестр профессий Государственного комитета РФ в 1994-м. ВУЗы начали активно открывать новые факультеты и кафедры, которые пользовались большим спросом у абитуриентов. К тому моменту у МГУ уже были готовы открыть новую специализацию и имели достаточный багаж материала, но опередил их Институт молодежи. На момент 2010-го будущих рекламщиков уже обучало 180 ВУЗов по всей России, а количество студентов составляло более 40 тысяч человек.

В 1995-м участники Государственной антимонопольной комиссии разработали Закон «О рекламе». До того, как государственные органы обратили внимание на данную сферу, в ней царил полнейший хаос. Например, с 1992-го по телевидению во всю крутили рекламу таких финансовых пирамид, как «МММ». Но законодательный акт был не совершенен и переписан в 2006-м.

Сейчас ситуация с рекламой такова, что встретить ее можно на каждом шагу, не только по телевизору или в печатной прессе. С развитием интернета и мобильных технологий, у рекламодателя появилось больше дешевых площадок с огромным охватом разных видов аудитории. Реклама размещена на всех сайтах, в мобильных приложениях, она отправляется на электронную почту и приходит в виде СМС-сообщений. Кроме того, появился такой инструмент, как таргетирование, который с помощью своего механизма позволяет выделить и подстроить рекламу именно под тот сегмент публики, в которой она нуждается. Индустрия не стоит на месте и изобретает новые пути воздействия на общество.

Читайте нас в Дзен