Итоги масштабного обмена между Россией и Украиной
08.09.2019, 2:39
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: 5-tv.ru, Илья Питалев / РИА Новости
Долгожданный процесс обмена завершен. Что стоит ожидать после него? Как отреагировало мировое сообщество? И кто решил нагло присоседиться к важной акции двух стран.
На этой неделе произошло событие, которое граждане России и Украины ждали больше трех лет. В субботу произошел масштабный обмен заключенными между Москвой и Киевом. Прежде всего хочется порадоваться за людей, которые возвращаются домой.
Россия пошла на беспрецедентный шаг. Чтобы вернуть своих граждан на родину, мы готовы отпустить даже осужденных украинских преступников. Простые слова, но Россия своих не бросает.
И ведь что интересно — работа по освобождению наших граждан велась постоянно. Но… режиму Порошенко это было не нужно. Нынешнее руководство Украины сейчас выгодно отличается от своих предшественников. Они идут навстречу, готовы договариваться. Как подтверждение: в субботу состоялся телефонный разговор Путина и Зеленского, по инициативе последнего. Президенты договорились о новых шагах. Прежде всего о тщательной проработке предстоящей встречи «нормандской четверки».
Боюсь сглазить, но может это начало большого и конструктивного диалога между странами?
Дмитрий Зименкин о долгожданном возвращении на родину.
Около девяти утра автобусы с заключенными выдвинулись в сторону аэропортов. Из СИЗО Лефортово — во Внуково и, соответственно, из санатория под Киевом — в Борисполь. Родственники украинцев, арестованных в России тоже едут в аэропорт. Вопросы местных журналистов парируют вежливым приветствием, не более того.
Ровно в полдень самолеты с российскими и украинскими гражданами синхронно отрываются от земли. А в половине второго оба борта доставляют заключенных на Родину. В количественном отношении обмен справедлив — «35 на 35». В тождественном — не очень. Россия включила в список освобожденных 24 украинских моряка, по сути преступников, задержанных после провокации в Керченском проливе. И это беспрецедентный шаг. Все ради того, чтобы вернуть российских граждан домой.
«Очень хорошо. Поскольку я сейчас не думаю о здоровье. Я думаю о тех эмоциях, которые переношу. О здоровье я подумаю чуть попозже. Как говорила Скарлет О’Хара — завтра. А сейчас я наполнен адреналином. Во мне все бурлит. И я вообще честно скажу, что за последнюю неделю я так не нервничал, чем за все предыдущие год с лишним», — заявил по дороге домой журналист Кирилл Вышинский.
Уполномоченный по правам человека в России почти суеверно избегает называть происходящее обменом. Мол, чтобы не формировался обменный фонд в будущем. Она активно помогала процессу и именует его не иначе как взаимной акцией о возвращении.
«Когда мы услышали, как два президента поговорили, впервые все развернулось в другую сторону. До этого времени — это риторика, переходящая на оскорбления. Это вроде бы сближение, а потом полное непонимание», — заявила уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова.
Работа по освобождению наших граждан велась постоянно, несколько лет. Но… режиму Порошенко это было не выгодно. Ему нужна была политическая карта с «узниками Кремля». И в этой игре он манипулировал человеческими жизнями — например, отправил своих моряков фактически на убой. И все для того, чтобы удержаться у власти. А люди для бездушного Петро всегда были лишь средством достижения цели.
«Порошенко, по сути, взял их в заложники. И те украинцы, которые содержались у нас здесь, он просто использовал их, как дополнительный пропагандистский аргумент. И ему было гораздо выгоднее, чтобы они находились в России, в российской тюрьме», — поясняет политолог Алексей Мартынов.
И после этого Порошенко посмел еще и погреться в лучах чужого успеха. Но, как всегда, выставил себя на посмешище.
«Как пятый президент Украины, причастный к освобождению тысяч наших соотечественников, знаю, что простых и линейных решений здесь не бывает. Горжусь тем, что завоеванное нами еще весной решение Международного морского трибунала приперло Путина к стене и побудило, наконец, освободить наших героев», — заявил на своей странице в Facebook экс-президент.
«Ясно же, что он пытается как бы какую-то хорошую мину при плохой игре. Вот он не сумел добиться обмена и теперь изображает там, ну, всякий бред, что это невозможно комментировать!» — объясняет поведение Порошенко политолог Михаил Погребинский.
В отличие от своего предшественника Зеленский не берет политических заложников и не заигрывает с праворадикальными группировками. И вероятно, что и этот обмен, этот ответный шаг в сторону Кремля, ему может аукнуться критикой.
«Я президент Украины Владимир Зеленский и президент России Владимир Путин сделали все, что пообещали. И сделали мы это, не меняя по ходу наши договоренности», — заявил Зеленский.
Владимир Путин еще в четверг, 5 сентября, заявил о близком успехе переговоров по обмену задержанными с Украиной. И, по его словам, этот процесс может стать началом нормализации отношений между двумя странами. На Восточном экономическом форуме Путин пообщался с главой политсовета украинской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктором Медведчуком. Именно Медведчук курировал вопрос обмена со стороны Киева.
«Знаю, что Вы занимаетесь этим давно. Собственно, это все знают, в течение многих лет. Это благородная гуманитарная миссия. И небезуспешно, надо сказать. Поэтому Вы, безусловно, очень успешно конвертируете наше доброе отношение в конкретные гуманитарные акции, конкретные дела. Думаю, что люди будут об этом помнить. Это святое дело, все понятно», — заявил на встрече с Медведчуком Владимир Путин.
И вот сейчас никому не хотелось бы сглазить. Как при Порошенко встречали Надежду Савченко, вернувшуюся из российской тюрьмы, и как с ней поступили потом, широко известно. Как в итоге сложится судьба освобожденных украинцев, моряков — тоже вопрос.
«Когда освободили Надежду Савченко в России это было воспринято как победа над Россией ее приняли героем. А когда она заговорила о том, что если что другие люди, которых надо освобождать, то она стала врагом сразу», — поясняет политолог Юрий Светов.
Ситуация с обменом внушает сдержанный оптимизм. Да, дело сдвинулось с мертвой точки и люди возвращаются домой, к родным и близким. А Россия снова дает недвусмысленный сигнал: мы открыты к диалогу и созиданию для налаживания российско-украинских, поистине, братских отношений. И важно, что у нас есть единомышленники.