Монстры и куклы-зомби: Когда и почему игрушечная «нечисть» исчезнет из магазинов

, 10:24

Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.

Фото, видео: Пятый канал

В министерстве промышленности и торговли предложили убрать с прилавков опасные для детской психики и здоровья игрушки — монстров, зомби, кукол-покойников и прочую нечисть.

Детские игрушки под запретом! Правда, не все. Тревожные новости пришли на этой неделе из Министерства промышленности и торговли. Там предложили убрать с прилавков опасных для детской психики и здоровья персонажей. Кукол-покойников, плюшевых монстров, резиновых зомби и прочую нечисть надо тщательно проверить, прежде чем она попадет в магазины для детей. Правила, как проводить экспертизу, уже готовы. Но производители возмущены. Из-за этой процедуры все игрушки могут подорожать минимум на 20%. Но чиновники уверены: нынешний ассортимент детского мира — это серьезное испытание для психического здоровья малышей.

Есть ли веские основания для этого конфликта? Репортаж Максима Облендера.

В свои пять лет Юра Романов уже рыцарский военачальник, гитарист, полицейский и вообще кто угодно, это уж как фантазия разыграется. Недавно, судя по всему, захотел стать патологоанатомом. Изучал новенький игрушечный набор хирурга.

— После того как он это поделал, он стал пытаться на маленьком брате это использовать. Откуда-то взял какой-то пинцет или что-то, начал в него тыкать, щипать. В общем, мне это не понравилось, я взяла просто эту игрушку выбросила, — рассказывает мама Юры Татьяна Романова.

Это еще мелочи, говорит Татьяна. В садик друзья принесли кукол-монстров из известного мультфильма.

— Пришел домой после сада и стал меня спрашивать про смерть: а как же так, а вот мертвецы, что это, а вот мы тоже все умрем, а когда, мама, ты умрешь? Пришлось как-то уводить этот вопрос в сторону, сгладить, — рассказывает Татьяна Романова.

А что еще спрашивать, если куклы сине-зеленого трупного цвета? Спят, как полагается, в гробу. И, как положено монстрам, пугают. Родителей — ценой. А детей — внешним видом. Медведи с торчащими кишками, подружки из загробного мира, лесные жители из проводов и железа, убивающие друг друга. И дети без ума от этого бреда — потому что его показывают по телевизору, он везде в интернете, а вслед за интернетом — в садиках, школах и, конечно, магазинах.

— Забудьте про мультики, которые выходили, чтобы порадовать нас персонажами. Мультфильм — это часть большой индустрии. Есть персонаж, и этот персонаж должен монетизироваться, — говорит маркетолог Юлия Серебрянская.

Мультфильм — товар — покупка, новый мультфильм — новый товар — покупка. Эту цепочку не разорвать, говорят маркетологи. Игрушки давно диктуют, как нам жить. В 1990-х российские девочки смотрели на жизнь сквозь розовые очки Барби, мечтая быть анорексичкой и с детского садика зная, что значит слово «сексуальная». А сегодня ребенка удивить еще сложнее. Вот и на прилавках — что попало, комментируют происходящее психологи. Вопросы есть к ассортименту любого детского магазина. В наших с психологом Оксаной Защиринской тележках уже через пять минут оказываются и гибриды людей и животных, плюшевые уродцы, покрытые прыщами драконы.

Чем грозит для здоровья ежедневное употребление куриных яиц — видео

— У этого дракончика, во-первых, вид такой, неоднозначный. Во-вторых, у него одна функциональная направленность — крутится голова. Как правило, такие игрушки, потом лежат дома, и они не востребованы, — говорит психолог-консультант Оксана Защиринская.

Навести порядок в детском мире предложил Минпромторг. Сейчас игрушки в России проверяют лишь на вредность материалов. Психологическая госэкспертиза — как предложение, разделила причастных к индустрии на два лагеря. Одни говорят, это повлечет удорожание на 20%. С другой стороны возражают — это уменьшит количество детских истерик и расстройств психики. В столичном центре психолого-педагогической экспертизы игрушек детские товары анализируют давно. Статистика пугает.

— Подавляющее большинство игрушек в больших сетевом магазине — они не соответствуют потребностям игры и потребностям развития ребенка. По самым разным основанием. Это может быть неудобство действия, это может быть какой-то извращенный образ этих игрушек, — утверждает руководитель центра психолого-педагогической экспертизы игрушек Елена Смирнова.

Но это в магазинах, где игрушечные монстры и уродцы как-никак сертифицированы и не могут нанести вред здоровью. Это сейчас не про психическое здоровье ребенка. А как обстоят дела на рынке? Есть ли здесь хоть какие-то сертификаты качества? «Монстряшки» в наличии у каждого продавца.

— А это, настоящие?

— Нет, копия.

— Ну вот, купишь, а ребенок скажет, что ненастоящие…

— Ну, это уже вы должны знать, как оно ребенку.

Продавцы не скрывают, что популярные игрушки — подделки.

Глупо, наверное, спрашивать, на них есть сертификаты соответствия какие-то?

Молчание…

— А берут хорошо, не жалуются?

— Нормально. У них еще ручки и ножки гнутся…

Берут хорошо потому, что стоят игрушечные мутанты в несколько раз дешевле, чем оригинальные. Настоящая — две тысячи штука, а тут ассорти из пяти за тысячу двести. Швы кривые, непонятный пластик. Но на качество и внешний вид, очевидно, наплевать и продавцам, и родителям. Сергей и Юлия Татарчук, говорят — с монстрами в семье покончено. Хватило первого же раза. Во дворе дочь поменялась куклами с подружкой, домой принесла, как нынче модно, фиолетовую и с клыками.

Детские игрушки в России могут подорожать на 20%

— Ночью она проснулась с истерикой, очень сильно плакала, кричала. Увидела эту куклу и вообще что-то руками замахала, давай отворачиваться, — рассказывает Юлия.

— Видно было, что она именно на куклу среагировала. Ну, я ее схватил, что-то ляпнул, что-то такое, что мы ее прогнали, она ушла. И она постепенно успокоилась, — добавляет Сергей.

И пока в министерствах решают, нужна ли госэкспертиза игрушек, какие критерии надо оценивать, функции «игрушечных психологов» берут на себя родители.

— Есть любимые герои у тебя?

— Фиксики.

— А игрушки какие нравятся, с чем чаще всего играешь?

— С головоломкой и с Марусей.

У кого пульт от телевизора, у кого деньги на игрушки — тот и решает, что смотреть, что покупать и с чем играть. Головоломка, например, в реальности голову тебе не сломает. А кукла Маруся, хоть и пластмассовая, но живее всех остальных вместе взятых модных кукол с того света.

Ранее Пятый канал сообщал, что самым высокооплачиваемым блогером на YouTube стал семилетний Райан. Его главная задача — распаковывать игрушки и играть с ними.

Читайте нас в Дзен