Литовское судилище: кому выгодно перекроить историю?
01.04.2019, 6:40
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: www.globallookpress.com, Пятый канал
В Литве вынесли приговор россиянам, которые в 1991 году были участниками трагических событий у телецентра Вильнюса.
Позорное судилище, иначе и не назовешь, состоялось на этой неделе в Литве. Там вынесли приговор россиянам, которые в 1991-м году были участниками трагических событий у телецентра Вильнюса. Большинство обвиняемых, а это почти 70 человек, осуждены заочно. Большой срок получил даже министр обороны СССР Дмитрий Язов. На скамье подсудимых во время процесса оказались два россиянина — и их вина заключается только в том, что обеспечивали общественный порядок в республике, входящей в состав СССР. О правосудии по-литовски Дмитрий Зименкин.
Аудрюс Буткявичюс на российском телевидении редчайший гость. Чаще выступает на украинских каналах. Ведь он противник Кремля и признанный практик цветных революций. Его называют главным подрядчиком по смене правящих режимов и в Киргизии, и в Грузии. И, конечно, в Литовской Республике в 1991-м, где советскую власть, армию и КГБ, его усилиями возненавидели все.
— Их опозорили, — заявляет литовский политик, участник движения «Саюдис» за выход Литвы из состава СССР, первый министр охраны края Литвы (1991–1994 гг.) Аудрюс Буткявичюс.
Отделение Литвы от Советского союза готовили несколько лет. В 90-м году XX века Буткявичюс и единомышленники из движения «Саюдис» провозгласили-таки независимость, которую никто не признал. Год строили альтернативную власть и подрывали понемногу порядки. Собирали под свои знамена армию сочувствующих, то тут, то там выводили людей на улицы, готовились к главному своему выступлению — столкновению с советскими военными.
— Я уже был знаком с профессором Джином Шарпом и его методикой ненасильственной защиты. Больше всего я боялся, что, я не смогу контролировать ситуацию, — вспоминает Буткявичюс.
Все вышло из-под контроля или так и было задумано, уже и не разберешь хитросплетения новой литовской историографии. Факт — военные получили приказ занять телецентр в Вильнюсе, который был в руках мятежников. Но сделать это они должны были без применения оружия. А на стороне борцов за независимость была легко управляемая многотысячная толпа граждан. И циничный расчет, который пусть и с кровью — там погибли 14 человек — но привел революционеров к победе.
— Если бы тогда выиграли коммунисты, то судили бы меня и судили бы моих солдат, — добавляет бывший министр.
А теперь осудили проигравших. Да с таким размахом, что в Литве этот процесс считается чуть ли не главным судом в их истории. Больше тонны уголовных дел, тысяча свидетелей, 67 обвиняемых по статье преступления против человечности, почти тридцать лет расследования и безуспешного поиска доказательств вины советских офицеров. Хотя на политическом судилище доказательства и не нужны.
— Фашисты, фашисты.
На открытое заседание не пустили не только российских журналистов, но и наших дипломатов.
— А вас не пускают?..
— Пока не пускают.
— Вы что-то можете прокомментировать?
— Не можем пока прокомментировать, пытаемся попасть.
Дело, считают политологи и юристы, шито белыми нитками. Нет ни одного доказательства того, что советские военные стреляли в гражданских. Несмотря на то, что все события у телецентра зафиксированы камерами западных телеканалов, Юрия Меля, например, приговорили к семи годам за то, что произвел три холостых выстрела в воздух. Его, больного сахарным диабетом, литовцы держат в одиночной камере СИЗО уже больше пяти лет.
— Юрия Меля признать виновным в совершенных преступлениях и приговорить к семи годам тюремного заключения.
Вторая реальная жертва процесса, Геннадий Иванов, получил четыре года тюрьмы. За участие в штурме, хотя у самой телебашни его не было. В ту ночь он просто постоял у танка на подъезде к телецентру. Эти двое единственные до кого дотянулись щупальца такого литовского правосудия.
— Дед на старость лет сядет. Четыре года… последние четыре года. У меня больное сердце, я постоянно на таблетках сижу, — говорит Геннадий Иванов.
Еще шесть десятков россиян получили подобные приговоры заочно.
До сих пор никто не представил доказательств того, что здесь в гражданское население стреляли советские войска. Наоборот, в ту ночь у телецентра работали военные, которым по приказу выдали холостые патроны и снаряды. А вот тот факт, что один из убитых литовцев был поражен выстрелом из винтовки Мосина, которая была на вооружении борцов за независимость, куда больше тянет на прямое доказательство.
Известно, что у мирного революционного движения «Саюдис», было и боевое крыло. На фото бойцы и их оружие. Вот два охотничьих ружья с явным приспособлением под снайперские прицелы. Не случайно так популярна версия о том, что по демонстрантам и нашему спецназу стреляли с крыш ближайших многоэтажек. Ничего не напоминает?
— Правду вам никто не скажет, потому что их события уже стали частью литовской мифологии. Это тоже самое, как случай с Майданом в 2013-м, в 2014 году. Литва в очередной раз показала, что такое современное европейская демократия. Это в чистом виде открытое политическое судилище, — поясняет политолог Армен Гаспарян.
Но даже те, кто стоял за всем этим процессом, и устраивал независимость, уверены, что нынешние политики от этого приговора вряд ли что-то выиграют. Не та независимость в Литве, за которую вроде как ратовали в 1991 году. На днях местные политики праздновали юбилей членства в НАТО под музыку из блокбастера 90-х «Завоевание Рая».
Символично, но фильм рассказывает об открытии Колумбом Америки. Увидев девственную первозданность Нового Света и желая сохранить эту самобытность, чужеземец невольно привносит в жизнь аборигенов насилие и тиранию, то, чего так хотел избежать. А из Литвы массово бегут люди. Кто-то эмигрирует в тот самый Новый Свет, кто-то в более развитые страны Старого. И за последние годы треть литовского населения уехало искать рай — подальше от своей Родины.
Ранее Пятый канал сообщал, что СК РФ назвали имя инициатора громкого дела по событиям в Литве в 1991 году.