Православный мир обсуждает разрыв отношений Москвы и Константинополя
17.10.2018, 3:31
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: Globallookpress.com; Пятый канал
Чем это грозит простым верующим?
Несмотря на споры иерархов, россияне свободно могут посещать святыни другого патриархата, в том числе и на горе Афон. Но как туристы: можно прикладываться к мощам, ставить свечи иконам, а вот участвовать в обрядах, причастии — грех. Неопределенная пока ситуация по другим патриархатам — на чью сторону встанет, например, Иерусалим.
Стамбул, который по ветхозаветной привычке продолжают называть Константинополем, к Русской Православной Церкви отношения не имеет. Теперь уже официально. Московский патриархат фактически отстранил его от дел за измену канонам.
— Абсолютно верным, экономически верным, по-человечески верным является решение нашей Русской православной церкви Московского патриархата о прекращении любого евхаристического общения с Константинопольском патриархатом, поскольку с такими мелочными политиканами вместе молиться Богу просто невозможно. Это подрывает веру, — говорит историк Олег Барабанов.
При этом разрыв отношений между сторонниками Московского и Константинопольского патриархатов на простых верующих повлиять не должен. А всяческие угрозы и панические слухи пусть остаются на совести тех, кто их распускает.
— Все опасения по поводу возможного недопуска к святыням, все-таки, напрасны. Просто потому, что любая конфессия, я даже не говорю о только православных, никто при в ходе не спрашивает — можно или нельзя подходить к тем или иным святыням, — говорит проректор Петербургской духовной академии Константин Костромин.
Решение Вселенского патриарха о предоставлении автокефалии Украинской православной церкви, больше трехсот лет бывшей в изгоях у всего православного мира, мягко говоря, возмутило тех, кто проповедует канонические ценности.
— Сегодня нашу церковь постигло большое искушение — искушение, которое постигло нашего иерарха — первого вселенского патриарха — принимать решение, которое может оказаться катастрофическим для Церкви. Учинять нечто, на что он не имеет права. Признавать раскольническую церковь и даже давать ей автокефалию, — заявил патриарх Сербский Ириней.
Простых верующих проблемы, возникшие между разными ветвями православной церкви, волновать не должны. Все, что их интересует — смогут ли они теперь посещать святыни, которые относятся к Константинопольскому патриархату. Ответ: и заходить, и молиться — можно. Причащаться — нельзя.
Особняком стоит проблема паломничества на Афон. Но и здесь все не так страшно: на Афоне 20 православных монастырей, среди них есть и Свято-Пантелеимонов монастырь, построенный русскими еще тысячу лет назад. Так что нашим верующим на Афоне всегда найдется место.
— В подавляющем большинстве храмов Ближнего Востока и, может быть, значительной части Европы, православные христиане могут даже не сильно задумываться о том, что что-то произошло, — считает проректор Петербургской духовной академии Константин Костромин.
Не по вине РПЦ вся эта история началась, наши меры — лишь ответные. Понятно, кому этот раскол выгоден. И пускай критики давно уже опровергли подлинность цитаты советника нацбезопасности США Згибнева Бжезинского о том, что православие остается врагом Америки номер один. Сути это не поменяло: после распада СССР православная церковь оставалась единственной реальной силой, которая долгое время объединяла людей, невзирая на все границы. Вот и сейчас, по большому счету, делить верующим нечего.