Российские игрушки захватывают мир — репортаж
26.09.2018, 2:15
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: Пятый канал, www.globallookpress.com
«Дидактические лабиринты», «космический песок» и привычные куклы популярны не только на всем постсоветском пространстве.
Россия бьет рекорды в экспорте игрушек. В первом полугодии рост 16%, а по сравнению с 2015 годом — 40%. Всего они приносят нам порядка 8,3 миллиарда рублей. Самое востребованное: куклы, коляски для кукол, трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили, модели в уменьшенном размере, настольные игры, карусели, качели и так далее. Основной рынок сбыта для этих товаров — постсоветское пространство и страны Запада, где много наших эмигрантов. Кубики с кириллицей или герои отечественных мультиков — это части культурного кода, не менее значимые, чем строчки Пушкина или мелодии Чайковского. В правительстве подготовили программу развития, по которой к 2030 году экспорт таких товаров должен вырасти в шесть-семь раз и перевалить за миллиард долларов — сейчас на такую сумму мы торгуем текстилем, кожаными и меховыми изделиями. И это уже не игрушки, а серьезный бизнес.
Недетский мир. Попав сюда впервые, точно не догадаешься, что здесь производят. В этой, по сути, большой кастрюле, находится материал для будущей игрушки. Вот — гранулы белого и зеленого цвета. Они поступают в специальный станок, смешиваются между собой, плавятся при высокой температуре и на выходе получаются составные части будущей игрушки. И только в цехе окончательной сборки становится понятно — это части одной интеллектуальной игры, которая готова разлететься по магазинам всего мира. Российские производители детских товаров установили рекорд экспорта.
— Десять ведущих российских фабрик игр и игрушек в год производят примерно 55 миллионов игрушек. Много это или мало? Вроде бы по две игрушки на каждого родившегося ребенка, — рассуждает президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина.
Оказывается, все же — мало. Даже с учетом того, что мы буквально заполонили рынок СНГ развивающими настольными играми, а 30 миллионов европейских детей спят на российских детских кроватках. Не говоря уже про велосипеды — на них колесят по всей Евразии, а за разработку отвечает отельный конструкторский отдел.
— Сюда вложена душа, на самом деле — в каждый изгиб, элемент — с гордостью говорит управляющий директор компании-производителя Андрей Муковников.
«Дидактический лабиринт». С помощью этого, казалось бы, нехитрого приспособления у малышей развивается моторика. Это лишь один продукт из сотен других — столов, стульев, лестниц, вешалок, глобусов, которые здесь производят только из дерева.
— Мы обустраиваем, оборудуем дошкольные учреждения развивающей средой — более 450 наименований продукции, которые позволяют в группе от нуля до трех, от трех до шести лет использовать материалы многократно. Срок службы нашей продукции рассчитан на десятки лет, — рассказывает гендиректор компании-производителя Валерий Ковширов.
А когда к почти неограниченному сроку эксплуатации прибавляется еще экологичность и безопасность, как в случае с пластилином, который не оставляет никаких следов ни на руках, ни на одежде, то высокий спрос точно обеспечен. Никаких токсичных материалов — наши игрушки отвечают самым строгим требованиям. И безопасны даже для малюток.
К производству детской продукции в нашей стране всегда относились с большим вниманием. И в императорской России, и в революционной. Даже в годы Великой Отечественной, когда всем точно было не до игр…
— Первое совещание о том, как мы будем поднимать производство игрушек прошло в Средней Азии в эвакуации еще в декабре 1942 года. Еще битва за Сталинград не кончилась, а уже думали, как будем поднимать производство игрушек, — рассказывает главный хранитель Музея советской игрушки Алексей Белявский.
История страны через историю игрушки. Такие куклы и машинки — теперь только в музее. Хотя и запускали в производство огромными сериями, их почти не сохранилось. Российские производители, говорят эксперты, унаследовали от предшественников главное — все наши игрушки и детские товары очень хорошо развивают ребенка. Это отметили и за рубежом, выбирая нашу продукцию. Впрочем, всегда есть, куда расти.