Младенцы могут отличить агрессора от лидера
05.09.2018, 2:42
Фото: www.globallookpress.com
Команда исследователей под руководством Франческо Маргони (Francesco Margoni) из Иллинойского университета в США установила, что дети неплохо разбираются в иерархии групп.
Дети в возрасте до двух лет могут различать агрессоров и лидеров в группах. К такому выводу пришли исследователи под руководством Франческо Маргони (Francesco Margoni) из Иллинойского университета в США. Результаты серии экспериментов и наблюдений команды были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, сообщает портал N+1.
Детям в возрасте до 21 месяца показывали три типа мультиков. В испытании принимали участие 96 детей. Ученые фиксировали продолжительность взгляда детей, наблюдавших на экране различные ситуации. Продолжительность взгляда – это единственный параметр, который позволяет взрослым судить о том, что ощущает ребенок и как относится к происходящему. Согласно гипотезе психологов, дети дольше задерживают взгляд на том, что не соответствует их ожиданиям.
Главный герой мультика в одном случае вел себя как лидер, а в другом – как агрессор. Своей группе он командовал «Идите спать», а затем выходил из кадра. И дальше сюжеты развивались по двум вариантам – группа подчинялась или группа не выполняла призыва/приказа.
Когда лидер оставался в кадре и его призыву подчинялись, дети не были удивлены. На экран они подольше засматривались, когда лидер покидал помещение, а группа все равно следовала его призыву. Такая ситуация противоречила ожиданиям детей – зачем делать что-то, если никто не накажет за невыполнение некого призыва.
Причем ситуация с агрессором-хулиганом для детей была ясна. Его приказы исполняются, что есть он в кадре, что нет – ведь за неподчинение группе может грозить серьезная опасность.
Кроме того, ученые провели и третью серию испытаний, чтобы проверить не влияет ли на реакцию ребенка простая симпатия: возможно младенец не понимает иерархии и неравенства членов группы, а просто реагирует на персонажа в соответствии с какими-то личными побуждениями.
В третьей категории мультиков «милаха»-герой приходил к группе, играющей в мяч, здоровался, люди здоровались в ответ и давали ему игрушку. Затем герой покидал помещения, а после возвращался и приказывал идти спать.
По предположению ученых, если дети воспринимали ситуацию с точки зрения симпатии, тогда подчинение приказу – вполне понятная реакция, а если с точки зрения иерархии, тогда подчинение приказу – явление, которое противоречит ожиданиям, а вот неподчинение – вполне логично.
И реакция детей позволила убедиться, что они действительно понимают, что в одной группе люди могут быть не равны и что существует иерархия членов группы. При просмотре последнего, третьего типа мультиков, дети ждали, что группа вернется к своим делам.