«Уходит поколение богатырей» — коллеги по театру о смерти Владислава Жуковского
18.07.2018, 20:25
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: Красноярский драматический театр им. А.С. Пушкина
Владислав Яковлевич для родного Красноярска и своего театра был не просто «эпизодником» из «Улиц разбитых фонарей», а по-настоящему большим, уважаемым человеком и близким другом.
17 июля в Красноярске ушел из жизни заслуженный артист России Владислав Яковлевич Жуковский. Страна знает его по ролям в картинах «Морозко», «Емельян Пугачев» и по серии «На улице Марата» из сериала «Улицы разбитых фонарей». Но страна не знает, каким он был театральным актером и весомым общественным деятелем в родном Красноярске. Коллеги по драматическому театру имени А.С. Пушкина рассказали Пятому каналу, каким запомнили артиста.
Жуковский ушел на 75 году жизни после долгой борьбы с онкологическим заболеванием. Но большинство в его окружении и не подозревало, что рак точит его жизненные силы каждый день.
— Он боролся. Он знал это, но не посвящал, как можно меньше людей об этом знало. Вообще, трудно было об этом догадаться, что он болеет. Это правда. По тому, как Владислав Яковлевич себя вел, со свойственным ему юмором и доброжелательностью. Для многих это было (известие о болезни — прим. ред.), конечно, открытием, — рассказывает главный режиссер театра Олег Рыбкин.
Владислав Жуковский проработал в театре почти 40 лет. Он не покинул сцены до закрытия сезона, последнего в его жизни. А последней ролью был герой «Чайки» в постановке Рыбкина Илья Афанасьевич Шамраев. По словам режиссера, спектакль был выдающимся, и без Жуковского скорее всего, его уберут из репертуара. Заменить мастера будет невозможно.
— Это был человек, который поддержал меня, прежде всего, когда я пришел ставить дипломный спектакль по приглашению главного режиссера. На тот момент я заканчивал курс мастерской Петра Наумовича Фоменко… То, как он принял меня (к тому времени заслуженный артист — прим.ред), как он ко мне относился во время репетиций — это был высочайший уровень доверия и уважения. Это я не забуду никогда, — делится Рыбкин.
Подчеркнутое уважение к ближнему и доброжелательность — вот, что получали от Жуковского окружающие. Он не капризничал, был требователен к себе, равно как и к коллегам, собой являл пример высочайшего профессионализма.
— Никто не предполагал, что такой богатырь, а если его увидеть, хотя бы на фотографии, можно сразу понять, какой это силы, какого роста, какой мощности мужчина… У нас было три таких больших гиганта, три богатыря: Дьяконов (Валерий Аркадьевич — прим. ред.), которого не стало несколько лет назад, Милошенко (Валерий Васильевич), который был старейшим до недавнего времени артистом в нашем театре — он ушел буквально дней 10 назад — и Жуковский Владислав Яковлевич. Кроме того, что они были коллеги, они были друзьями, — рассказал актер театра и друг Жуковского Дмитрий Корявин.
Для Дмитрия Жуковский — не только товарищ, но и учитель. Помимо актерской работы, он был профессором Красноярского института искусств, автором многих статей и книг по сценической речи. Его уход, считает Корявин, большая потеря не только для театра, но и для института, потому что преподавателей такого уровня и с таким опытом остается все меньше.
— Его голос - как голос Левитана или Дроздова, если хотите, его не спутаешь ни с кем.
Этот голос после съемок серии «На улице Марата» фильма «Улицы разбитых фонарей» перекрыл голос другого артиста. Корявин отметил, что его очень огорчило тогда это сокрытие колорита актера. Но то была лишь маленькая роль в большом кино. Далеко не самая важная.
Дмитрий также рассказал об их общей с Владиславом Яковлевичем общественной работе в профсоюзе театра. Благодаря трудам Жуковского, считает он, был налажен диалог руководства и артистов, после чего до сих пор четко соблюдаются права каждого. Кроме того, артист состоял в комитете Красноярска по нравственности.
— Он, относительно нашего времени, на сцене был лаконичен, порядочен и культурен. То есть, даже какие-то острые моменты в его исполнении все равно не были грубыми. Он был эстетически воспитан и противился этому сегодняшнему фривольному обращению со словом и с жестами. С ним приятно было работать всегда… Уходит поколение богатырей…— говорит Корявин.
В театре не ожидали, что за короткий отпуск придется дважды хоронить своих «богатырей». Но болезнь взяла свое. Владислав Яковлевич не успел уехать на любимую дачу, где проводил каждое лето с семьей. Он попал в больницу на месяц и больше из нее не вышел. Сначала к нему приезжали коллеги по театру, привозили совместно записанные аудиопожелания скорейшего выздоровления. Потом врачи перестали пускать к нему посетителей.
Сын артиста рассказал Корявину — семья тоже не хотела, чтобы Жуковского видели слабым и больным. Но его таким и не запомнили. В памяти друзей он остался полным сил, ярким, доброжелательным. И незаменимым.
Прощание с артистом состоится 20 июля в 12:00 в Красноярском драматическом театре им. А.С. Пушкина.