Операция «Данте»: британцы попытались отобрать у россиянина коллекцию «Фаберже»
06.06.2018, 11:06
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: Пятый канал
Бюджет королевства потратил на это 20 миллионов фунтов стерлингов, но проиграли. Коллекционер из России пять лет судился с британскими властями за право обладать честно купленными украшениями Фаберже.
Представители Туманного Альбиона шли на любые ухищрения — арестовали часть коллекции в таможне, обвиняли в отмывании денег и даже в терроризме. Но после того, как все подозрения были сняты, выяснилось, что часть коллекции бесследно исчезла. В настоящем шпионском детективе, больше похожим на фарс, разбирался Николай Иванов.
Вот трость, которая когда-то принадлежала ювелиру Карлу Фаберже. Набалдашник у нее разбит. В музее Фаберже в Баден-Бадене — это частная коллекция российского миллиардера — трость намеренно не реставрируют. Чтобы все видели — как не ювелирно обходится с бесценными раритетами британская таможня.
Пять предметов из роскошного собрания стоимостью в 600 тысяч фунтов стерлингов — вообще пропали. Обнаружилось это после того, как сокровища российского коллекционера провели пять лет под арестом в Англии.
Законный владелец рассказывает: когда экспонаты освободили, англичане, не краснея, признались, что за это время успели пустить часть коллекции с молотка. То ли шпионский детектив, то ли фарс начался в 2013 году. Александр Иванов на аукционах приобрел личные вещи Фаберже.
Перевозкой занимался не сам, а директор музея. И вдруг его задерживают на таможне в лондонском «Хитроу». Покупки — отбирают. Под предлогом неуплаты музеем Фаберже налогов на приобретаемые в Соединенном Королевстве лоты. Юристы — шокированы.
— Аукционные дома. Их условие работы — оплата всех пошлин, сборов, платежей. Безусловным основанием сделки — по законам Великобритании только при условии оплаты всех пошлин. По законам Британии — 50% от всех доходов, — говорит адвокат Тимур Маршани.
Российский миллиардер уверен: истинной целью британских властей была его самая большая в мире коллекция изделий Фаберже. Стоимостью больше двух миллиардов долларов. Особенно интересовало сыщиков яйцо Ротшильда. Иванова вызвали в Лондон и предъявили букет обвинений — в отмывании денег и даже терроризме. Последовали обыски в Баден-Баденском музее.
Но санкции на изъятие немецкий суд не дал — островных следователей пустили только на экскурсию. На суды ушло пять лет. В итоге все обвинения сняты. Только сейчас коллекционер получил документы дела от прокуратуры.
— Эта операция называлась «Данте». Кодовое название. Курировал этот вопрос агент, который находился под прикрытием в посольстве Великобритании во Франкфурте, — рассказал Александр Иванов.
На операцию «Данте» — если верить Александру Иванову — Лондон потратил 20 миллионов фунтов стерлингов. Коллекционер на адвокатов — 600 тысяч. В 80 тысяч он оценивает ущерб от испорченных и украденных ценностей.
— Подобные вещи относятся к группе раритетов. Альбом утвари Овчинникова — должен был востребован, — комментирует директор галереи Александр Зайцев.
Особой щепетильностью в отношении искусства европейцы — не отличаются. В 2005 году по требованию швейцарской фирмы НОГА — она долго судилась с Россией — были арестованы 54 картины из коллекции Пушкинского музея. Позже полотна отпустили в Москву. Власти Нидерландов в 2015 конфисковали скифское золото из крымских музеев. И обратно оно так и не вернулось. Англичане в борьбе с искусством до сих пор замечены не были. Но посольство России в Великобритании неоднократно заявляло: к владельцам красных паспортов у Лондона сейчас — особое внимание. К имуществу — тоже.
— Я сам с ужасом думаю, что может быть с человеком в Великобритании, — резюмировал коллекционер Александр Иванов.