Новые правила по Европротоколу и рост выплат по ОСАГО — что надо знать
01.06.2018, 5:29
Ваш браузер не поддерживает HTML5 видео.
Фото, видео: РИА Новости; Пятый канал
Теперь Европротокол смогут оформлять даже не согласные друг с другом участники ДТП.
С 1 июня вступают в силу правила, которые изменят жизнь автомобилистов. В соответствии с утвержденными поправками в закон об ОСАГО, выплаты по Европротоколу увеличатся в два раза — с 50 до 100 тысяч рублей. Об этом в интервью Пятому каналу рассказал заместитель руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП Глеб Виленский.
— Без справки ГИБДД можно будет получить выплату до 100 тысяч рублей в страховой компании везде по всей стране. Это существенно упрощает жизнь водителям, потому что ГИБДД постепенно прекращает оформлять ДТП без пострадавших. Вызвать дорожных полицейских на место все сложнее, ждать все дольше. Соответственно теперь больше водителей смогут делать это самостоятельно, — заявил Глеб Виленский.
Он также добавил, что в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области будет действовать так называемый расширенный Европротокол. Он заключается в том, что можно будет получить выплату без вызова ГИБДД до 400 тысяч рублей.
— Чтобы получить увеличенную выплату при соответствующем размере ущерба требуется предоставить страховой компании некое документальное, материальное подтверждение о том, что эта авария была, и при таких-то обстоятельствах. В постановлении правительства довольно расплывчатые формулировки, которые разные страховые компании трактуют по-разному. Если трактовать максимально жестко, то в машине должна быть установлена спутниковая система ГЛОНАСС, которая в автоматическом режиме регистрирует факт столкновения и передает сигнал об этом в единую диспетчерскую службу. Если трактовать это в более мягком режиме, то страховщику нужно получить фото- и видеоматериалы, которые невозможно исказить. Они должны содержать в себе геометки, то есть должны быть сделаны с помощью системы геопозиционирования, в том числе спутниковой системы ГЛОНАСС, — пояснил зам.руководителя Всероссийской оперативной службы экстренной помощи при ДТП Глеб Виленский.
Также у водителей появится возможность не вызывать ГИБДД на аварию, даже если у участников ДТП есть разногласия. Однако по-прежнему для составления Европротокола в аварии должно участвовать не более двух машин, у обоех должны быть полисы ОСАГО, не должно быть пострадавших и ущерба третьим лицам.
Эксперт уверен, что с внесением поправок Россия постепенно переходит на европейскую систему. Преимущество Европротокола очень простое — не нужно ждать ГИБДД. Это удобно самим водителям — они оформляют Евпропротокол и разъезжаются. Также это очень важно, особенно в таких мегаполисах как Москва, потому что зачастую после очень незначительной аварии водители оставляют машины на проезжей части. В результате на несколько часов дорога блокируется из-за того, что на машинах есть пара царапин. И это при том, что в Москве около двух тысяч ДТП в день происходит. Благодаря Европротоколу государство в первую очередь экономит деньги на выезде ГИБДД.
Кроме того, сейчас обсуждается грядущее повышение цены на ОСАГО. Это произойдет с появлением новых тарифов и коэффициентов. Вместо нынешних пяти будет 55 — в зависимости от стажа и возраста. Таким образом тарифный коридор вырастет до 60%. Если сейчас разбег был равен от 3432 до 4118 рублей, то после принятия изменений он составит от 2746 до 4942. В итоге самый дорогой полис, который сейчас обходится в 24,9 тысячи рублей, при максимальном тарифе с максимальным коэффициентом подорожает до 31 тысячи. А самый дешевый, который сегодня стоит 1,2 тысячи рублей, при минимальном тарифе и минимальных коэффициентах, обойдется в 950 рублей.
Глеб Виленский считает, что это произойдет ближайшей осенью. В зависимости от региона цена будет варьироваться. Однако в большинстве регионов минимальная цена страховки вырастет, потому что нынешние тарифы страховым компаниям совсем не выгодны. По мнению эксперта, тренд на подорожание связан с тем, что в последние годы довольно сильно увеличиваются выплаты по ОСАГО.
— К сожалению, это деньги, которые идут не в карманы водителей, пострадавших в ДТП, а в компании антистраховщиков. Это своего рода юристы, которые, пользуясь лазейками в законодательстве, получают со страховых компаний не только суммы ущерба, но и всякие штрафы и пени. И дальше получается так, что потерпевший водитель получает только сумму ущерба, а штрафы и пени оседают в карманах юристов. Но в результате за все выплаченные штрафы, пени и накрутки, заплатит рядовой автовладелец, который будет покупать страховку по более высокой цене. Это большая проблема в масштабах страны. Потому что по сути сейчас в обязательном автостраховании масштабы этого, своего рода, мошенничества и преступного бизнеса стали колоссальными, — заявил Глеб Виленский.
Эксперт уверен, что если бы не было этого мошенничества, то страховки стоили намного дешевле, и автолюбителям было бы проще жить. Однако сами страховщики недоплачивали людям много лет подряд, так что получается сами вырастили этих антистраховщиков.
— Я думаю еще два-три года, пока государство постепенно не научится бороться с этой бедой, мы так и будем все больше платить за ОСАГО, и не потому что больше будут выплачивать, а потому что страховые компании несут убытки из-за действий антистраховщиков, — считает эксперт.
Увеличение тарифов с пяти до 55 произойдет поскольку страховые компании хотят более тонко настраивать тарифы, в зависимости от того, настолько убыточен для них тот или иной клиент. Делать это в лоб, повышая для всех базовый тариф — не совсем хорошо, и по отношению к массам потребителей, и для бизнеса. Поскольку чем дороже услуги, тем меньше людей ими пользуются.
— Сейчас же просто большинство водителей не покупают ОСАГО, несмотря на то, что это обязательно, потому что цена становится чрезмерной. Особенно в регионах. Поэтому страховые компании вместе с Центральным Банком ищут такие схемы тарификации, которые сделают тариф максимально индивидуальным. На самом деле через год-два мы к этому свободному и индивидуальному тарифу и придем, — уточнил Виленский.
По оценкам союза автостраховщиков, более 75% всех водителей — безубыточны. Но небольшая доля очень убыточных аварийных водителей портит картину для всех. И поэтому тарифы постепенно модифицируются таким образом, чтобы более точно учитывать индивидуальные особенности страхователей. Для тех, кто приносит много убытков — страховка должна стоить все дороже, для тех, кто безубыточен — все дешевле.
Ранее Пятый канал рассказывал, какие проблемы ждут водителей после введения электронных ПТС.